"Эколята - дошколята"
Программа занятий
МКДОУ « Детский сад «Елочка»
с. Болчары
Программа
по дополнительной образовательной деятельности
«Эколята-дошколята»
(познавательное развитие)
Возраст воспитанников: 4 – 5 лет
Срок реализации:1 год
автор-разработчик:
воспитатели
Кобылина Т.М.
Адамова О.И.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.…………………………………………….3
- Актуальность рабочей программы……….………………………3
- Цели и задачи рабочей программы…………………………………4
- Объем и срок освоения программы…………………………………5
- Прогнозируемые результаты………………………………………..6
- Формы контроля …………………………………………………….7
- Перспективный план младшая группа ……………………… ….7
- Мониторинг освоения материала младшая группа……………….12
11. Список литературы…….…………………………………................14
Мир, окружающий ребенка, —
Это прежде всего мир природы с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Пояснительная записка
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться. В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Дошкольники – прирожденные исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем? », «как? », «почему? ». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача взрослых – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Актуальность: Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 4 февраля 1994 г. (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.
Младший дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются ребёнку на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребёнка, его знаний и мышления, совокупностью определённых физиологических особенностей. Рабочая программа по виду деятельности – познавательное развитие.
Цель программы:
Формирование начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста, способности понимать и любить окружающий мир и природу.
Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи.
Задачи программы:
- расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях, питании, месте обитания, жизненных проявлениях и потребностях;
- обучать сравнению и группировке объектов живой природы на основе признаков, знакомить с объектами и свойствами неживой природы, отличительными признаками времен года, явлениями природы и деятельностью человека в разные сезоны, воспитывать эмоционально-положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться.
Содержание экологических знаний:
- многообразие живых организмов, их экологическое единство; связь со средой обитания.
-явления неживой природы: определять состояние погоды, учить одеваться по погоде, знакомить с характерными особенностями времен года.
-формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
-воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
-воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе;
В основу содержания программы дополнительного образования легла программа «Добро пожаловать в экологию» автора Воронкевич О.А., «Азбука Природолюбия» Т.В. Зотовой, которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Объем и срок освоения программы:
Срок реализации рабочей программы ДОД «Эколята-дошколята» рассчитан на 1 год (средняя группа).
Режим работы: 1 раз в неделю
Общее количество в месяц – 4раз в месяц
Общее количество в год – 36 (сентябрь – май)
Продолжительность:
20 минут – средняя группа
Методы, используемые для реализации работы ДОД «Эколята-дошколята»
1. Наглядные методы:
-экскурсии, целевые прогулки;
-наблюдения;
-показ сказок (педагогом, детьми);
-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
-проведение дидактических игр;
2. Словесные методы:
-чтение литературных произведений;
-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
-проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций)
-загадывание загадок;
4. Практические методы:
-организация продуктивной деятельности детей;
-оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
-постановка сказок, отрывков литературных произведений;
-изготовление наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка обращаем внимание на следующие основные направления:
1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, подкормка птиц.
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Прогнозируемые результаты:
Знает и называет животных и растения родного края, выделяет их отличительные особенности. Может рассказать об изменении образа жизни животных и растений в разные сезоны года, демонстрирует положительное отношение ко всем живым существам, стремится ухаживать за растениями и животными.
Формами подведения итогов реализации данной программы является:
- Мониторинг освоения детьми программного материала. Предоставление аналитического материала
- Экологические акции «Посади дерево», «Семечко и зёрнышко про запас», «Поможем пернатым друзьям», «Живи ёлочка», «Берегите воду», «Вестники весны», «Каждому певцу по дворцу», «Украсим планету цветами», «Мусору – нет!».
- Экологические сказки «Весна пришла и сказку принесла», «Путешествие гнома в весеннем лесу», «Дедушкин огород», «Овощи и фрукты», «Береги красу Земли».
- Выставки рисунков и поделок « Дары природы», «Чудеса на грядке», «Тайны природы», «Лесная сказка», «Цветы – улыбка природы», «Наш дом – планета Земля», «Кладовая леса».
- Фото и видео материал «В нашем парке ходит Осень», «Яркий мир природы», «Вода – чудесный дар природы», «Волшебница Зима», «Яркие краски весны», «Первоцветы», «Жизнь леса», «Удивительный мир насекомых».
- Праздники и развлечения с приглашением детей младшей группы и родителей «Праздник осени», «Прогулка в волшебный лес».
- Проекты « Ёлка – зелёная иголка», «Огород на окне», «Лес – наше богатство», «Кто живёт рядом с нами».
- Субботники совместно с родителями и детьми «Каждую соринку в корзинку», «Зелёная весна».
Перспективный план ДОД «Эколята-дошколята»
2-й год обучения (средняя группа)
Месяц |
Тема |
Цель |
Кол-во часов |
||
Сентябрь |
Оформление стенда «Эколята-Дошколята» |
Совместно с детьми оформление стенда «Эколята-Дошколята» на ватмане. |
20минут |
||
Сентябрь |
|
|
20 минут |
||
Сентябрь |
Презентация «Во саду ли, в огороде». Экологическая игра «Опиши объект природы» |
Закреплять представления детей об овощах и фруктах; Учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания; определять взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение); |
20 минут |
||
Сентябрь |
Экологическая акция «Коробки, шишки, камыши приносите малыши» Дидактическая игра: «Угадай на ощупь» |
Сбор природного и бросового материала для изготовления поделок с детьми. В акции принимают участие родители. |
20минут |
||
Октябрь |
Театрализованная экологическая сказка «Лесное приключение» |
Формировать у детей экологическое сознание и культуры природопользования. |
20 минут |
||
Октябрь |
Экологическая презентация «Тайны грибного царства» |
Расширять знания детей о грибах (названии, месте произрастания, строении); учить различать съедобные и несъедобные грибы Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. |
20 минут |
||
Октябрь |
«Осень в гости просим». Экологическая игра «Как звери готовятся к зиме?» |
Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, дать представления о том, как животные готовятся к зиме. |
20 минут |
||
Октябрь |
Познавательно-исследовательская деятельность «Воздух» |
Продолжать знакомить детей с воздухом. Дать представление о том, что воздух занимает место, и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха). Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха. |
20 минут |
||
Ноябрь |
«Наши пернатые друзья» П/игра «Воробьи и вороны» |
Расширять представления детей о зимующих птицах, закрепить понятие «зимующие». Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь зимующих птиц. Развивать интерес к наблюдениям за птицами, желание им помочь. Активизировать словарь детей: зимующие птицы. |
20 минут |
||
Ноябрь |
«Синичкин праздник - 12 ноября». П/игра «Птички и автомобиль» |
Продолжить знакомство с зимующими птицами. Познакомить детей с зимующими птицами: синицы. Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. |
20 минут |
||
Ноябрь |
«Перелетные птицы». |
Способствовать обобщению представлений о птицах в осенний период: собираются в стаи, улетают на юг. Воспитывать наблюдательность и любознательность у детей. Активизировать словарь детей: перелетные птицы, юг. |
20минут |
||
Ноябрь |
Познавательно-исследовательская деятельность «Вода» |
|
20минут |
||
Декабрь |
Лесные жители. Презентация "Звери в зимнем лесу" Экологическая игра - имитация "Звериная зарядка" |
Закрепить знания детей о жизни диких животных зимой, о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы; воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе. |
20 минут |
||
Декабрь |
«Ели и сосны» |
Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья. Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства. |
20 минут |
||
Декабрь |
«Вокруг ёлочки» |
Создать у детей радостное настроение, вызвать желание участвовать в празднике, радоваться зиме, красоте зимней природы, зимним играм, воспитывать любовь к природе — бережное отношение к ели зимой, чувство ответственности, организованности, активного внимания, сплоченности и взаимопомощи. |
20 минут |
||
Декабрь |
Познавательно-исследовательская деятельность «Бумага» |
Формировать умение узнавать предметы сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает). |
20 минут |
||
Январь |
Зимушка-зима. |
Развивать способность наблюдать сезонные явления. |
20 минут |
||
Январь |
Белый снег, пушистый. |
Расширять представление детей о сезонных изменениях в природе и их влияние на жизнь растений, животных. |
20 минут |
||
Январь |
«Зимующие птицы» |
Знакомство с зимующими птицами. Обсудить, как мы можем помочь птицам? |
20 минут |
||
Февраль |
«Снегопад» |
Знакомство детей с природным явлением «снегопад». |
20 минут |
||
Февраль |
«Природа родного края» |
Формировать представление детей о поселке, в котором живем. |
20 минут |
||
Февраль |
«Экологический маршрут» |
Дать элементарные знания об экологии, познакомить с правилами поведения в природе. |
20 минут |
||
Февраль |
Познавательно-исследовательская деятельность «Снег» |
В процессе экспериментирования показать детям, как снег в тепле тает и становится водой. |
20 минут |
||
Март |
« В гостях у Веснянки». |
Расширять знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. |
20 минут |
||
Март |
Экологическая театрализованная сказка «Заюшкина избушка» |
Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. |
20 минут |
||
Март |
Рассматривание Красной книги, беседа. |
Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных. |
20 минут |
||
Март |
«Путешествие в царство комнатных растений» |
Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. |
20 минут |
||
Март |
Познавательно-исследовательская деятельность «Лед» |
Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает). |
20 минут |
||
Апрель |
«Русская березка» |
Продолжать знакомить детей с деревьями, растущими на участке детского сада; формировать представления у детей о русской березе, дать понятие о структуре дерева (корни, ствол, ветки, листья). Ствол покрыт корой. Весной на дереве набухают почки. Почки - домики листочков. Развивать у детей желание рассматривать, наблюдать, делать умозаключения, выводы. Воспитывать умение видеть красоту природы в любое время года. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе. |
20 минут |
||
Апрель |
«Первые цветы в природе» |
Продолжать знакомить с первоцветами, с особенностями строения. Побуждать детей радоваться первым весенним цветам |
20 минут |
||
Апрель |
Экологическая сказка «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки |
Формировать познавательный интерес к жизни насекомых. Расширить первоначальные представления детей о жизнедеятельности насекомых в весеннее - летний период. Обогащение представлений о том, как насекомые «трудятся». |
20 минут |
||
Апрель |
Познавательно-исследовательская деятельность «Плавает-тонет» |
Познакомить детей с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут) |
20 минут |
||
Май |
Экологическая тропинка |
Учить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде) упражнять в практической помощи природе (уборке мусора) |
20 минут |
||
Май |
«Подводное царство» Подвижные игры «Рыбак и рыбки» «Море волнуется раз, море волнуется два…» |
Расширять представления детей об обитателях водных просторов, формировать умение размышлять; развивать логическое мышление. |
20 минут |
||
Май |
Мониторинг |
Мониторинг освоения программы
(средняя группа)
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Различает и называет овощи и фрукты, имеет представление о некоторых деревьях, растениях. Комнатных растениях. |
Знает и называет некоторых, птиц, насекомых, домашних и диких животных и их детенышей |
Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе. |
Осознанно оценивает отношение к природе, знает правила поведения в природе. |
Умеет оценить поступки взрослых и детей с экологической позиции, имеет представления об охране природы. |
Итог |
||||||
НГ |
КГ |
НГ |
КГ |
НГ |
КГ |
НГ |
КГ |
НГ |
КГ |
НГ |
КГ |
||
1 |
|||||||||||||
2 |
|||||||||||||
3 |
|||||||||||||
4 |
|||||||||||||
5 |
|||||||||||||
6 |
|||||||||||||
7 |
|||||||||||||
8 |
|||||||||||||
9 |
|||||||||||||
10 |
|||||||||||||
11 |
|||||||||||||
12 |
|||||||||||||
13 |
|||||||||||||
14 |
|||||||||||||
15 |
|||||||||||||
16 |
Итого:
Начало года: Конец года:
В 0 детей, 0 %; В -детей,-%
О 0 детей 0 % О- детей, %
С 7 детей, 58 %; С --детей,-%
Н 5 детей 42 %. Н--детей-%
Мониторинг осуществляется в начале (сентябре) и конце (мае) учебного года.
Знания, умения, навыки, которыми должны овладеть дети к концу учебного года и усвоение программного материала определяется по трехбалльной системе:
Оценка уровня развития:
1,2 балла и ниже – деятельность на низком уровне
От 1,3 до 2,3 балла – деятельность на среднем уровне
От 2,4 до 3,4 – деятельность на оптимальном уровне
От 3,4 до 4 баллов – деятельность на высоком уровне
Выводы по мониторингу.
Список литературы:
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
- Т.В. Зотова «Азбука Природолюбия»/учебное пособие для дошкольников и младших школьников/
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»