"Эколята - дошколята"

Педагогический работник Кобылина Татьяна Михайловна.
Педагогический работник
Кобылина Татьяна Михайловна

Программа занятий

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Болчаровская СОШ (дошкольные группы)

Утверждено педагогическим

Советом

 Протокол__ от____ 20____г

Программа

по дополнительной образовательной деятельности

«Эколята-дошколята»

(познавательное развитие)

Возраст воспитанников: 5-6 лет

Срок реализации:1 год

 Воспитатели:

Адамова О.И.

Кобылина Т.М.

с.Болчары 2024-2025гг

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………....

1.1.Актуальность программы………………………………………..….

1.2.Цель программы……………………………………………………..

1.3.Задачи программы…………………………………………...………

1.4.Принципы программы……………………………………………....

  1.5.Ожидаемые результаты  реализации  программы………………

2. Перспективный план………………………………….…

3. Список литературы……………………………………………..……

             

  1. Пояснительная записка

Данная программа построена на основе природоохранного социально- образовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.

В стране существует ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования:

  • Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994г;
  • Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994г;
  • Проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.
  • Экологическая   доктрина   Российской   Федерации   (одобрена  распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р)
  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ и пр. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное   отношение    к                          природе,    к                     «рукотворному                 миру»,                     к            себе        и   к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, в своем творчестве, ухаживать за животными и растениями).

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.

    1. Актуальность программы

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

    1. Цель программы

Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

    1. Задачи программы
      • Расширять представления ребенка об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
      • способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
      • помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
      • расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
      • способствовать     воспитанию   потребности   принимать   активное   участие   в природоохранной и экологической деятельности.

    1. Принципы программы:

      • системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;
      • использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;
      • последовательность в обучении и воспитании;
      • преемственность при рассмотрении изучаемых тем;
      • анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;
      • простота и доступность изучаемого материала;
      • наглядность при изучении тем и вопросов;
      • присутствие      в    учебно-воспитательном   процессе   элементов   сравнения   и различных примеров;
      • наличие      практического   показа,   возможность   постановки    и    проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;
      • добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;
      • безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
      • наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.

    1. Ожидаемые результаты
  • Ребёнок знает, как правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их

последствия;

  • Ребёнок владеет и самостоятельно реализовывает элементарные навыки рационального природопользования;
  • Ребёнок знает условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях;
  • Ребёнок понимает ценность природных объектов.

  1. Перспективный план

  1. Возраст детей – 5-6 лет
  2. Количество детей – 17
  3. Количество учебных недель – 18
  4. Даты начала и окончания учебных занятий – сентябрь – май.

Месяц

Тема

Цель

Кол-во часов

Сентябрь

«Эколята – защитники природы»

Продолжать знакомство с эколятами – защитниками природы.

25минут

Сентябрь

«Земля – наш дом»

Показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с

человеком;

вызвать у детей стремление беречь свою землю;

способствовать

осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.

25 минут

Октябрь

«В     лес    за чудесами».

Обобщить знания детей  о растительном и животном мире леса, правилах поведения в природе, явлениях, происходящих в жизни                  растений, животных осенью,

-продолжать развивать умение самостоятельно, выражать свои мысли;

-воспитывать бережное отношение к природе, желание            принимать участие  в  ее  охране  и

защите.

20 минут

Октябрь

«Природа дарит чудеса»

Познакомить детей с простейшими явлениями природы: дождь, ветер, гром, закрепить умение классифицировать явления природы по временам года, дать элементарные сведения о профессии синоптика.

25 минут

Ноябрь

«Почва – живая земля»

Познакомить детей с понятием почвы. Подвести детей к выводу о том, что в почве есть все необходимое для жизни растений.

25 минут

Ноябрь

«Взаимосвязи в природе. Пищевые цепочки»

Дать детям представление о взаимосвязях в природе, о пищевых цепочках. 

25 минут

Декабрь

«Мой край родной, заповедные места. Путешествие по страницам Красной книги»

Воспитывать бережной отношение  к природе родного края, познакомить с Красной книгой ХМАО – Югры, редкими видами растений и животных, о необходимости их охраны.

25 минут

Декабрь

«Мой край родной, заповедные места. Путешествие по страницам Красной книги»

Воспитывать бережной отношение  к природе родного края, познакомить с Красной книгой ХМАО – Югры, редкими видами растений и животных, о необходимости их охраны.

25 минут

Январь

«Птицы вокруг нас!»

Закрепление

представлений детей о знакомых птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц, вызвать сочувствие к голодающим         и

замерзающим     зимой птицам,  учить  проявлять

заботу о них.

25 минут

Январь

Акция «Покормите птиц зимой»

Вовлечь детей  в

практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц;

развитие ответственности

за «братьев         наших меньших»;

воспитание у детей активной    жизненной

позиции    в    сфере

экологической    и природоохранной деятельности.

25 минут

Февраль

«Животные северных стран»

Закрепить представления детей о диких животных Арктики, их внешнем виде, жизни и повадках. Расширить и активизировать словарь по теме «Животные северных стран»

25 минут

Февраль

«Путешествие капельки»

Дать детям представление о

 том, как происходит

круговорот воды в природе.

 Формировать

эмоционально

ответственное отношение

 к окружающему миру.

25 минут

Март

«Без воды нам не прожить»

 Формирование знаний детей

об основных свойствах воды,

о значении воды в жизни

 человека,

 о том, что вода важна для

всех живых существ. 

Систематизация

знаний о бережном

обращении с водой.

25 минут

    Март

«Растения, какие они?»

дать представления

детям о растениях как о живых существах со своими потребностями, необходимыми условиями для жизни, которые

создает человек;

о факторах внешней среды, необходимых для роста и развития растений;

25 минут

Апрель

«Где ночует Солнышко?»

Дать детям первоначальное представление о Космосе, способствовать формированию элементарных представлений  о  строении

Солнечной системы.

25 минут

Апрель

«Как Солнце дает нам жизнь»

Уточнить роль Солнца, как источника тепла и света в жизни живых существ. Закрепить понятия живая и неживая природа. Воспитывать уважительное отношение к природе.

25 минут

Май

«Квест – игра «Берегите природу»

Расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, закрепить знания детей о правилах поведения в природе, кругозор, мышление, связанную речь, воспитывать заботливое отношение к природе.

25 минут

Май

Мониторинг

25 минут

  1. Список литературы
      1. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
      2. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.
      3. Иллюстрации с растениями: Пособие для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981. 80с.
      4. Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Москва г.: Изд-во ЗабГПУ, 2002.
      5. Мир животных. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.
      6. Мир растений. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.
      7. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
      8. Нифонтова С. Н., Гаштова О. А., Жук Л. Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4 – 7 лет. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 96 с.
      9. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.- сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
      10. Посвянская Н. П. Камни Земли / М., «Скрипторий» 2000 г.
      11. Посвянская Н. П. Планета Земля / М., «Скрипторий» 2000 г.
      12. Природоохранный   социально-образовательный   проект     «Эколята- дошколята». http://эколята.рф/
      13. Рыжова Н. А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил.
      14. Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники –

М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с

Мониторинг

Дата проведения мониторинга октябрь - апрель2024-2025г.

п/п

Фамилия, имя

ребенка

Имеет представление о сезонных изменениях в жизни растений. животных, человека

Знает и называет объекты живой и неживой природы

Имеет представление о среде обитания растений и других живых существ

Имеет представление об условиях жизни, необходимых для живых существ

Осознанно оценивает  отношение к природе,  знает правила поведения в природе.

Умеет оценить поступки взрослых

и детей с экологической позиции

Имеет представления

об охране природы

Итоговый
результат

начало

года

конец
года

начало

года

конец
года

начало

года

конец
года

начало

года

конец
года

начало

года

конец
года

начало

года

конец
года

начало

года

конец
года

начало

года

конец
года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

Белова Мия

2

Борисов Гордей

3

Бушуева Виктория

4

Бынзарь Маргарита

5

Ельпинн Игорь

6

Ельпина Олеся

7

Евсеева Кира

8

Заика Варвара

9

Казанцев Дмитрий

10

Крестелев Мирослав

11

Мокина Ева

12

Рахимова Камилла

13

Самин Иван

14

Турхаева Полина

15

Цынченко Таисия

в начале (сентябре) и конце (мае) учебного года.

Знания, умения, навыки, которыми должны овладеть дети к концу учебного года и усвоение программного материала определяется по трехбалльной системе:

Оценка уровня развития:

1,2 балла  и ниже – деятельность на низком уровне

От 1,3 до 2,3 балла – деятельность на среднем уровне

От 2,4 до 3,4 – деятельность на оптимальном уровне

От 3,4 до 4 баллов – деятельность на высоком уровне

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Болчаровская СОШ (дошкольные группы)

Утверждено педагогическим

Советом

 Протокол__ от____ 20____г

Программа

по дополнительной образовательной деятельности

«Эколята-дошколята»

(познавательное развитие)

Возраст воспитанников: 5-6 лет

Срок реализации:1 год

 Воспитатели:

Адамова О.И.

Кобылина Т.М.

с.Болчары 2024-2025гг

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………....

1.1.Актуальность программы………………………………………..….

1.2.Цель программы……………………………………………………..

1.3.Задачи программы…………………………………………...………

1.4.Принципы программы……………………………………………....

  1.5.Ожидаемые результаты  реализации  программы………………

2. Перспективный план………………………………….…

3. Список литературы……………………………………………..……

             

  1. Пояснительная записка

Данная программа построена на основе природоохранного социально- образовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.

В стране существует ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования:

  • Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994г;
  • Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994г;
  • Проект «Национальной стратегии в области экологического образования РФ», где дошкольному воспитанию посвящен отдельный раздел.
  • Экологическая   доктрина   Российской   Федерации   (одобрена  распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р)
  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ и пр. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное   отношение    к                          природе,    к                     «рукотворному                 миру»,                     к            себе        и   к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, в своем творчестве, ухаживать за животными и растениями).

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.

    1. Актуальность программы

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

    1. Цель программы

Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

    1. Задачи программы
      • Расширять представления ребенка об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
      • способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
      • помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
      • расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
      • способствовать     воспитанию   потребности   принимать   активное   участие   в природоохранной и экологической деятельности.

    1. Принципы программы:

      • системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;
      • использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;
      • последовательность в обучении и воспитании;
      • преемственность при рассмотрении изучаемых тем;
      • анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;
      • простота и доступность изучаемого материала;
      • наглядность при изучении тем и вопросов;
      • присутствие      в    учебно-воспитательном   процессе   элементов   сравнения   и различных примеров;
      • наличие      практического   показа,   возможность   постановки    и    проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;
      • добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;
      • безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;
      • наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.

    1. Ожидаемые результаты
  • Ребёнок знает, как правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их

последствия;

  • Ребёнок владеет и самостоятельно реализовывает элементарные навыки рационального природопользования;
  • Ребёнок знает условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях;
  • Ребёнок понимает ценность природных объектов.

  1. Перспективный план

  1. Возраст детей – 5-6 лет
  2. Количество детей – 17
  3. Количество учебных недель – 18
  4. Даты начала и окончания учебных занятий – сентябрь – май.

Месяц

Тема

Цель

Кол-во часов

Сентябрь

«Эколята – защитники природы»

Продолжать знакомство с эколятами – защитниками природы.

25минут

Сентябрь

«Земля – наш дом»

Показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с

человеком;

вызвать у детей стремление беречь свою землю;

способствовать

осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.

25 минут

Октябрь

«В     лес    за чудесами».

Обобщить знания детей  о растительном и животном мире леса, правилах поведения в природе, явлениях, происходящих в жизни                  растений, животных осенью,

-продолжать развивать умение самостоятельно, выражать свои мысли;

-воспитывать бережное отношение к природе, желание            принимать участие  в  ее  охране  и

защите.

20 минут

Октябрь

«Природа дарит чудеса»

Познакомить детей с простейшими явлениями природы: дождь, ветер, гром, закрепить умение классифицировать явления природы по временам года, дать элементарные сведения о профессии синоптика.

25 минут

Ноябрь

«Почва – живая земля»

Познакомить детей с понятием почвы. Подвести детей к выводу о том, что в почве есть все необходимое для жизни растений.

25 минут

Ноябрь

«Взаимосвязи в природе. Пищевые цепочки»

Дать детям представление о взаимосвязях в природе, о пищевых цепочках. 

25 минут

Декабрь

«Мой край родной, заповедные места. Путешествие по страницам Красной книги»

Воспитывать бережной отношение  к природе родного края, познакомить с Красной книгой ХМАО – Югры, редкими видами растений и животных, о необходимости их охраны.

25 минут

Декабрь

«Мой край родной, заповедные места. Путешествие по страницам Красной книги»

Воспитывать бережной отношение  к природе родного края, познакомить с Красной книгой ХМАО – Югры, редкими видами растений и животных, о необходимости их охраны.

25 минут

Январь

«Птицы вокруг нас!»

Закрепление

представлений детей о знакомых птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц, вызвать сочувствие к голодающим         и

замерзающим     зимой птицам,  учить  проявлять

заботу о них.

25 минут

Январь

Акция «Покормите птиц зимой»

Вовлечь детей  в

практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц;

развитие ответственности

за «братьев         наших меньших»;

воспитание у детей активной    жизненной

позиции    в    сфере

экологической    и природоохранной деятельности.

25 минут

Февраль

«Животные северных стран»

Закрепить представления детей о диких животных Арктики, их внешнем виде, жизни и повадках. Расширить и активизировать словарь по теме «Животные северных стран»

25 минут

Февраль

«Путешествие капельки»

Дать детям представление о

 том, как происходит

круговорот воды в природе.

 Формировать

эмоционально

ответственное отношение

 к окружающему миру.

25 минут

Март

«Без воды нам не прожить»

 Формирование знаний детей

об основных свойствах воды,

о значении воды в жизни

 человека,

 о том, что вода важна для

всех живых существ. 

Систематизация

знаний о бережном

обращении с водой.

25 минут

    Март

«Растения, какие они?»

дать представления

детям о растениях как о живых существах со своими потребностями, необходимыми условиями для жизни, которые

создает человек;

о факторах внешней среды, необходимых для роста и развития растений;

25 минут

Апрель

«Где ночует Солнышко?»

Дать детям первоначальное представление о Космосе, способствовать формированию элементарных представлений  о  строении

Солнечной системы.

25 минут

Апрель

«Как Солнце дает нам жизнь»

Уточнить роль Солнца, как источника тепла и света в жизни живых существ. Закрепить понятия живая и неживая природа. Воспитывать уважительное отношение к природе.

25 минут

Май

«Квест – игра «Берегите природу»

Расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, закрепить знания детей о правилах поведения в природе, кругозор, мышление, связанную речь, воспитывать заботливое отношение к природе.

25 минут

Май

Мониторинг

25 минут

  1. Список литературы
      1. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
      2. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.
      3. Иллюстрации с растениями: Пособие для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981. 80с.
      4. Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Москва г.: Изд-во ЗабГПУ, 2002.
      5. Мир животных. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.
      6. Мир растений. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.
      7. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.
      8. Нифонтова С. Н., Гаштова О. А., Жук Л. Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4 – 7 лет. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 96 с.
      9. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.- сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
      10. Посвянская Н. П. Камни Земли / М., «Скрипторий» 2000 г.
      11. Посвянская Н. П. Планета Земля / М., «Скрипторий» 2000 г.
      12. Природоохранный   социально-образовательный   проект     «Эколята- дошколята». http://эколята.рф/
      13. Рыжова Н. А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил.
      14. Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники –

М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с

Мониторинг

Дата проведения мониторинга октябрь - апрель2024-2025г.

п/п

Фамилия, имя

ребенка

Имеет представление о сезонных изменениях в жизни растений. животных, человека

Знает и называет объекты живой и неживой природы

Имеет представление о среде обитания растений и других живых существ

Имеет представление об условиях жизни, необходимых для живых существ

Осознанно оценивает  отношение к природе,  знает правила поведения в природе.

Умеет оценить поступки взрослых

и детей с экологической позиции

Имеет представления

об охране природы

Итоговый
результат

начало

года

конец
года

начало

года

конец
года

начало

года

конец
года

начало

года

конец
года

начало

года

конец
года

начало

года

конец
года

начало

года

конец
года

начало

года

конец
года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

Белова Мия

2

Борисов Гордей

3

Бушуева Виктория

4

Бынзарь Маргарита

5

Ельпинн Игорь

6

Ельпина Олеся

7

Евсеева Кира

8

Заика Варвара

9

Казанцев Дмитрий

10

Крестелев Мирослав

11

Мокина Ева

12

Рахимова Камилла

13

Самин Иван

14

Турхаева Полина

15

Цынченко Таисия

в начале (сентябре) и конце (мае) учебного года.

Знания, умения, навыки, которыми должны овладеть дети к концу учебного года и усвоение программного материала определяется по трехбалльной системе:

Оценка уровня развития:

1,2 балла  и ниже – деятельность на низком уровне

От 1,3 до 2,3 балла – деятельность на среднем уровне

От 2,4 до 3,4 – деятельность на оптимальном уровне

От 3,4 до 4 баллов – деятельность на высоком уровне

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie