"Социокультурные истоки" старшая группа
Программа занятий
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Болчаровская СОШ (дошкольные группы)
Утверждено педагогическим
Советом
Протокол__ от____ 20____г
ПРОГРАММА
«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»
Старшая группа
Воспитатели: Адамова О.И.,
Кобылина Т.М.
с. Болчары 2024-2025гг
Оглавление
1.2. Цель и задачи реализации Программы.. 4
1.3. Принципы и подходы к формированию программы.. 4
1.4 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики. 5
1.5. Планируемые результаты освоения программы.. 7
1.6. Система оценки результатов освоения Программы.. 8
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ... 10
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка 10
2.2.1. Направление «Социально – личностное развитие» Образовательная область «Социализация» 10
2.2.2. Направление «Познавательно – речевое развитие» Образовательная область «Познание» 11
2.2.3. Образовательная область «Коммуникация». 11
2.2.4. Образовательная область «Чтение художественной литературы». 12
Перспективное планирование по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе. 14
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. 16
ПРОГРАММА «ИСТОКИ» РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ВОЗРАСТ 5-6 ЛЕТ.. 18
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.. 20
3.1. Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий. 20
Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы: 20
3.2. Программно – методическое обеспечение. 20
3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды. 23
3.4. Материально-техническое обеспечение реализации Программы.. 24
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как в это время закладывается базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека.
Целью современного дошкольного образования является организация индивидуального развития ребенка, воспитание творческой личности, которая способна к позитивным отношениям в социальной среде. К позитивным отношениям в социальной среде готова только та личность, у которой сформированы система жизненно важных ценностей, морально-нравственные установки и основы духовно-нравственного развития, а значит в соответствии с ФГОС на государственном уровне перед педагогами дошкольного образования ставится стратегическая задача объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Программа «Социокультурные истоки» представляет собой апробированную воспитательно-образовательную и дидактическую систему, и оригинальную педагогическую технологию. Программа строится на культурологической основе, соответствует светскому характеру образования, содержание программы основано на российских культурных традициях.
Нормативно-правовая база:
Программа «Социокультурные истоки» опирается на нормы международного права, законодательные Постановления Правительства РФ, приказы Министерства образования и науки РФ, и нормативные правовые акты Ханты-Мансийского автономного округа– Югры, а именно на:
- Конституцию Российской Федерации от 12.12.1993 года;
- Национальную доктрину образования РФ на период 2000-2025 годов;
- Закон РФ от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцию дошкольного воспитания в РФ от 2003 года;
- Общенациональную программу развития воспитания детей в Российской Федерации;
- Концепцию содержания непрерывного образования (дошкольное и
начальное звено) от 17.06.2003 года;
- Концепцию модернизации российского образования на период до 2020 года;
- Федеральный закон от 17.06.1996 года № 74-ФЗ «О национально- культурной автономии»;
- Конвенцию о правах ребенка, ратифицированную Российской Федерацией 15.09.1990 года;
- Конвенцию о защите прав и основных свобод от 04.11.1950 года;
- Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Федерального государственного образовательного стандарта 2007 года;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...");
- Приказ Минпросвещения РФ от 31.07.2020г. № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки № 1155 от 17.10. 2013 года);
- Федеральный закон РФ № 71-ФЗ от 28.04.2009 года «О внесении изменений Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Государственную программу развития воспитания и социализации детей в Российской Федерации на 2011-2016 годы;
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 03.12.2015 года;
- Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.12.2015 № 130-03 «О гражданско-патриотическом воспитании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
- Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 года № 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы»;
- Распоряжение правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2014 года № 747-рп «О Концепции гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
1.2. Цель и задачи реализации Программы
Цель: Приобщить детей к духовно-нравственной основе, способствующей выходу на целостное развитие личности.
Задачи:
- Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
Принципы взаимодействия педагога с детьми в активных формах образовательной деятельности:
- Принцип диалогового общения позволяет участникам активного занятия
договариваться, приходить к согласию и единому мнению, но при этом принимается и другое мнение, отличное от мнения группы.
- Принцип творческой позиции всех участников активного занятия. В ходе занятия создаётся среда, которая выводит детей на решение проблемных вопросов; педагогом и детьми принимаются различные точки зрения, суждения детей не оцениваются.
- Принцип открытости педагога к диалогу, общение на одном уровне, рассаживание детей по кругу, беседа с позиции «Мы», живой интерес к каждому мнению ребёнка, помощь в формулировании мысли, поддержка и общий позитивный настрой.
- Принцип субъектной позиции детей в процессе познания, освоение учебного
материала, предполагает, что каждый ребёнок вносит свой особый индивидуальный вклад, активно обменивается знаниями, идеями, способами деятельности, что крайне важно для успешной социализации.
- Принцип культуросообразности. Учёт национально-культурных, региональных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Присоединение ребёнка к ценностным смыслам родной культуры.
- Принцип интегративности. Интеграция социокультурного, духовно – нравственного, познавательного, художественно – эстетического развития в целостный образовательный процесс.
Факторы, мотивирующие инициативу ребёнка:
- Успех – успешное выполнение задания, возможность увидеть результаты своей работы.
- Одобрение, сопровождающееся как материальным вознаграждением, так и моральное признание заслуг (одобрение взглядом, словом, жестом).
- Обратная связь: наличие своевременной информации о результатах работы.
- Делегирование ответственности, доверие. Привлечение воспитанников к самому процессу организации занятия. (Ребёнок перестает быть объектом воздействия, становится активным участником –субъектом обучения).
- Вознаграждение взаимопониманием.
- Вознаграждение действием. Каждый ребёнок является активным участником образовательного процесса.
- Творческие возможности, представленные работой на занятии.
1.4 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Психолого-возрастные особенности развития детей
Возрастная характеристика детей 5-6 лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:
1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);
2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядное моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение общаться, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые являют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
• первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей;
• развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать вое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.).
• развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результата);
• развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
• развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
• создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.
1.6. Система оценки результатов освоения Программы
Результаты реализации программы «Истоки» отслеживаются через мониторинг социокультурного развития ребёнка-дошкольника. Педагогический мониторинг проводится на основе итоговых и промежуточных результатов освоения Программы (приложение 1).
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогический мониторинг проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогического мониторинга — карты наблюдений детского развития, (приложение 2), позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
2.2.1. Направление «Социально – личностное развитие» Образовательная область «Социализация»
«Содержание образовательной области «Социализация» направлено на освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.
Концентрический принцип построения программы «Социокультурные истоки» обусловил следующую логику освоения основных категорий курса:
- в старшей группе (5 - 6 лет) в связи с формированием способности к эмоциональной децентрации, обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека;
Возраст 5 лет – время, когда ребенок открывает для себя существование внутреннего мира в других людях.
В старшем дошкольном возрасте дети осваивают и закрепляют на уровне социокультурного опыта такие понятия, как Вера и Верность родной земле; Радость послушания; Светлая Надежда; Доброе согласие; Добрые друзья и Добрые дела; Мудрое слово и Мудрые люди.
В этом возрасте происходит расширение социальных связей. Ребенок активно вступает в социальные отношения с взрослыми и сверстниками. Объектами его социальной жизни являются: отношение к себе; отношение к другим людям; отношение к социальной традиции.
В процессе общения с взрослыми и сверстниками уточняется самооценка, формируются социальные чувства – альтруизм, стыд и чувство совести.
Отношение к социальной традиции становится условием формирования национальной идентификации, чувства патриотизма, любви к Родине, нравственного сознания.
В развитии самосознания ребенка старшего дошкольного возраста на первый план выступает морально – этический аспект, социокультурный контекст или социальная ситуация развития.
В течение всего дошкольного возраста главным инструментом воспитания ребёнка было СЛОВО как самый важный хранитель социальной традиции. При переходе в школу таким инструментом становится книга. Занятие «Книга – праздник души» позволяет осуществить присоединение от дошкольной ступени образования к начальной школе.
Книга – семья мудрого слова и доброго образа, одна из основных ценностей российского образования. Общение с ней для ребенка может стать духовно - нравственной ценностью, если слова и образы будут создавать в их душе целостное видение доброго мира и мотивировать на совершение добрых дел в нём.
В основе программы «Социокультурные истоки» лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается в процессе реализации активных форм обучения, которые более подробно рассмотрены в образовательной области «Коммуникация».
2.2.2. Направление «Познавательно – речевое развитие» Образовательная область «Познание»
«Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов и общего интеллектуального развития.
Познавательный аспект осваиваемых категорий курса соединяется с нравственной сущностью вещей. Важно правильно расставить акценты, делая упор на непреходящие вечные ценности, переосмысливая их.
Младшие дошкольники начинают познавать мир своей семьи. Присутствие матери переживается малышом как естественная основа существования. Чувство близости и нераздельности с ней даёт ребёнку психологическую устойчивость и защищённость, которые формируют фундаментальное доверие к миру, открытость к жизненному опыту и жизнерадостность душевного строя человека в будущем.
Присутствие отца способствует формированию оптимизма и уверенности в характере ребёнка, развивает подсознательную убеждённость в ценности собственного сосуществования, пробуждает устремлённость к творческому самовыражению.
Братья и сёстры, бабушки и дедушки, а также близкие становятся теми людьми, которые закладывают основы общения, прививают первые трудовые навыки, сопровождают человека в жизни долгое время, определяют особенности мировосприятия.
Осваивая в средней группе социокультурную категорию «Родные просторы», (тема «Сказочный лес») необходимо в первую очередь показать лес живым, «разговорчивым», понять его нравственную ценность на Земле. Восприятие ребёнка таково, что он относится к миру природы как к живому существу. Воспитатель развивает в детях это познавательное, бережное и созидательное отношение к природе. Формированию культуры взаимоотношения человека и природы, а также взаимодействия между людьми помогает экологическое образование, выстроенное на духовно – нравственных ценностях.
Социокультурный опыт, освоенный на одной ступени, позволяет ребёнку перейти на другую, обеспечивая более высокий уровень развития. Таким образом, сам процесс взросления задаёт вектор: поступательное движение вперёд, вверх, составляет духовно – нравственный социокультурный стержень личности.
На занятиях происходит постепенное присоединение детей и родителей к прошлому опыту, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее, что позволяет уже в дошкольный период формировать систему ценностей.
2.2.3. Образовательная область «Коммуникация»
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на овладение детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
В процессе общения с взрослым у ребенка возникает чувство его исключительной ценности для окружающих. Общение со сверстниками позволяет ребенку реально оценить себя, увидеть свои возможности.
В младшей группе ставятся задачи:
- развивать коммуникативные умения детей (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному);
- развивать доверие к взрослому; формировать ощущение собственной значимости.
У детей в возрасте 5-6 лет основными личностными мотивами в общении с взрослыми является потребность в сопереживании и взаимопонимании.
В подготовительной к школе группе первостепенной ставится задача – продолжать дальнейшее развитие умений и навыков делового, познавательного и личностного общения со взрослыми и сверстниками (умение понять сверстниками взрослого, встать на его точку зрения, поделиться своими знаниями, участвовать в общем деле).
Достаточно высокий уровень монологической речи, являющейся основой для аргументации, делает ресурсный круг, работу в паре и микрогруппе значимыми с точки зрения развития познавательных мотивов общения дошкольников.
Очередность высказывания в круге, сопереживание, интерес к вкладу во взаимодействие в ходе работы в паре способствуют увеличению числа личностных контактов у детей и развитие мотивации к общению.
2.2.4. Образовательная область «Чтение художественной литературы»
«Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы»: направлено на достижение цели формирование интереса и потребности в чтении книг.
Активные занятия подготовлены на основе методологии социокультурного системного подхода к истокам в образовании.
В процессе работы с книгами для развития решаются следующие задачи:
1. Формирование и закрепление знаний детей об основных духовно- нравственных понятиях программы «Истоки» (Светлая Надежда, Светлый образ, Доброе слово, Добрые дела, Напутственное слово, Радость послушания, Семейные традиции и т.д.).
2. Развитие системы духовно-нравственных ценностей личности.
3. Формирование эмоционально-образного восприятия ближней и дальней среды развития (Почему мир называется добрым? Какими словами можно наполнить образ мамы?).
4. Формирование личностного отношения к окружающему миру (Кого можно назвать верным другом? За что мы благодарны защитникам земли Русской? Какие добрые слова помогают в жизни?).
Содержание книг носит интегративный характер, который продиктован, прежде всего, социокультурным системным подходом к истокам в образовании, лежащим в основе всего комплекса «Истоки» (Интегративный характер книг раскрыт в образовательной области «Художественное творчество»).
Книги для развития состоят из одной или нескольких частей. В них заложена как основная, так и предварительная работа с детьми и родителями в период подготовки к занятиям по данной программе. Образовательная работа с детьми и родителями по каждой части книги планируется и осуществляется воспитателем в течение учебного месяца (в совместной и самостоятельной деятельности).
Каждая из книг для развития начинается со Слова к родителям. В этом обращении раскрывается смысл важнейших духовно-нравственных категорий и ценностей, заложенных в программе. Слово к родителям заканчивается заданиями:
«Прочитайте детям следующие пословицы» (книги для детей 3-4 лет) или «Поразмышляйте вместе с детьми о смысле следующих пословиц» (книги для детей 4-7 лет). Чтобы понять афористичность пословицы, образность поговорки, их философский смысл, нравственное начало, скрытую метафору – надо иметь большой жизненный опыт и развитое чувство языка.
Одна из главных задач программы - организовать доверительное взаимодействие между родителями и детьми.
В качестве главных произведении в книгах для развития представлены русские народные сказки, былины, сказы, фрагменты произведений классической литературы. После текстов в книгах помещены вопросы и задания, направленные на активное взаимодействие взрослых и детей (Поразмышляйте вместе с детьми...).
Народные игры, песни, потешки, поговорки, пословицы в книгах для развития приобщают детей и взрослых к родному слову, возрождают их генетическую память и используются в процессе проведения занятий. Познавая богатство народной культуры, ребенок сердцем познает и свой народ. В родном фольклоре отражено миропонимание народа, его нравственные установки. Это первые уроки воспитания маленького ребенка.
Работа с книгами для развития способствует расширению кругозора и словарного запаса детей, развитию образного и основ логического мышления, языкового чувства, формированию системы ценностей и навыков сотрудничества и продуктивного диалога.
2.2.5. Направление «Художественно – эстетическое развитие» Образовательная область «Художественное творчество»
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Творческий процесс обладает большой притягательной силой для детей, поскольку пробуждает особые эмоции. В творческой изобразительной деятельности ребенок «выплескивает» свои мысли, чувства, переживания на лист бумаги.
Эта потребность ребенка реализуется в процессе работы по оформлению страницы Альбома «Мои истоки» книг для развития детей 3-7 лет. На страницах Альбома ребенок может потрудиться вместе с родителями и закрепить в образах духовно – нравственные категории. Таким образом, эта страница становится результатом сотворчества взрослых и детей.
Начиная со второй младшей группы идет последовательное развитие продуктивной деятельности детей. Творческие задания усложняются с учетом их возрастных особенностей. Следует отметить, что при выполнении творческих заданий активное участие принимают родители, особенно с детьми младшего дошкольного возраста.
В средней группе продолжается совместная художественно – творческая деятельность родителей и детей.
Книги для развития детей старшего дошкольного возраста выполнены в черно – белом изображении. Это дает возможность детям в большей степени проявлять свое творчество. Учитывая возрастные особенности и творческие возможности детей, в книгах помещены иллюстрации с большим количеством мелких деталей.
В подготовительной группе продолжается и усложняется работа по выполнению творческих заданий.
На странице Альбома «Моя любимая сказка» дети самостоятельно создают иллюстрацию к своей любимой сказке. Это позволяет им выразить в рисунке возникшие чувства, переживания и впечатления, вызванные родными сказками.
В возрасте 6-7 лет ребенок начинает задумываться о своей будущей жизни.
Таким образом, в процессе реализации программы «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании решаются все задачи образовательной области «Художественное творчество».
Перспективное планирование по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе
Таблица 3
Месяц |
Тема |
План занятия |
Задачи |
Сентябрь |
«Верность родной земле» |
1. «Русские богатыри» Работа в круге: разговор с детьми по прочитанным произведениям, рассматривание картин и иллюстраций. Ресурсный круг «За что люди благодарны защитникам земли Русской?» 2. «Друг за дружку держаться ничего не боятся» Оформление страницы альбома: задание «Раскрась богатыря». Режиссерская игра «Мы- защитники». |
1.Первоначальное освоение социокультурной категории «Вера». 2.Развитие у детей умения слушать друг друга, приходить к согласию. 3.Развитие мотивации на общение в группе. 4.Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. |
Октябрь |
«Светлая вера» |
1. «Вера маленького мальчика». Беседа с детьми по содержанию рассказа 2.«Святая вера». Работа в паре Чтение рассказа «Верный» |
1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Вера». 2.Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению. 3.Развитие основы самоутверждения. |
Ноябрь |
«Радость послушания» |
1. «Не послушный братец» Работа в круге: беседа с детьми по содержанию сказки «Гуси-лебеди». Ресурсный круг «Радость послушания» 2. «Мы послушные ребята…» Работа в микро группах: совместное обсуждение и принятие детьми правил жизни в группе детского сада. Оформление страницы альбома «Правила жизни в нашей группе» |
1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Надежда». 2.Развитие у детей мотивации к послушанию взрослым. 3.Развитие адекватной самооценки. |
Декабрь |
«Светлая надежда» |
1. «Рождество» Рассказ о празднике Рождества. Чтение «Предания о первой Рождественской елке», авт. Е. Ивановская. Игровое упражнение «Рождественская елочка». 2. «Рождественское чудо» Ресурсный круг. Оформление страницы альбома: рисунок «Рождественское чудо». |
1.Дальнейше освоение социокультурной категории «Надежда». 2.Развитие умения слушать друг друга. 3.Развитие целостного восприятия. |
Январь |
«Доброе согласие» |
1. «Что такое согласие?» Работа в круге: разговор детьми о согласии (беседа по сказкам). 2.«Построим дом». Работа в паре Строительная игра «Наш дом» (в паре) с переходом в сюжетно-ролевую или режиссерскую игру. |
1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Надежда» 2.Развитие у детей умения приходить к согласию, договариваться. 3.Развитие мотивации к сотрудничеству. |
Февраль |
«Добрые друзья» |
1. «Крепкая дружба» Работа в круге: разговор о дружбе и друзьях. Чтение рассказа «История о короткой дружбе» 2. «Настоящий друг» Работа в паре «Кто настоящий друг?» Сюжетно-ролевая игра «День рождения друга» |
1.Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Любовь». 2.Развитие умения проявлять доброе отношение друг к другу. 3.Развитие у детей умения договариваться, приходить к единому мнению. |
Март |
«Добрые дела» |
1. «Добрые дела». Работа в круге: разговор о том, почему важно совершать добрые дела. 2. «Всегда найдется дело для умелых рук». Игра-инсценировка |
1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Любовь». 2.Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. 3.Формирование мотивации на совершение добрых поступков. |
Апрель |
«Мудрое слово» |
1. «А за ним такая гладь –ни морщинки не видать» Работа в круге: разговор о мудрости и мудрых людях (на основе прочитанных сказок, знакомых пословиц и поговорок). 2. «Кого можно назвать мудрым?» Ресурсный круг Речевая игра «Доскажи словечко». Оформление страницы альбома «Мудрое слово»: воспитатель записывает пословицу или поговорку. |
1.Первоначальное знакомство с социо-культурной категорией «Мудрость». 2.Развитие у детей умения слушать и слышать друг друга. 3.Формирование потребности в социальном соответствии. 4.Развитие эмоциональной сферы ребенка. |
Май |
«Мудрые люди» |
1. «Кого в вашей семье можно назвать мудрым?» Работа в круге (беседа) 2. «Мудрость рядом с нами».Ресурсный круг Оформление страницы альбома «Мудрый наказ» |
1.Дальнейшее освоение социокультурной категории «Мудрость». 2.Воспитание у детей доброго, уважительного отношения к бабушкам и дедушкам. 3.Формирование потребности в социальном соответствии (на примере жизни своих близких). |
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Федеральные государственные требования к основной общеобразовательной программе ориентируют современное дошкольное образование на активное взаимодействие с семьями воспитанников в образовательном процессе.
Работа с родителями является важным ключевым элементом реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования. Осознавая тот факт, что решающую роль в духовно – нравственном развитии ребенка играет его семья, недостаточно формировать систему ценностей у ребенка только в детском саду. Такую работу необходимо проводить как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.
Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» ставит следующие задачи:
- Объединить усилия детского сада и семьи с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей.
- Осуществлять руководство взаимодействием взрослых и детей.
- Обеспечивать воспитателя социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно – нравственной основы личности, начиная с дошкольного возраста.
- Повышать педагогическую культуру родителей.
Данная работа осуществляется по следующим направлениям:
1. Проведение занятий с родителями по программе «Моя семья».
Разработка «Моя семья» представляет систему занятий с родителями. Она включает в себя планы занятий и систему активных форм обучения. В течение 4 лет совместной работы педагогов с родителями предлагается проведение 20 занятий (5 занятий в течение каждого года). Они проводятся с родителями дошкольников, начиная с 3-4-летнего возраста, предваряют детские занятия по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в дошкольном образовании. Предполагается последовательное усвоение родителями основных категорий, заложенных в данной программе, через знакомство с комплектом книг для развития детей. Это позволит создать необходимую основу для работы с детьми по освоению духовно – нравственных и социокультурных ценностей. Организация занятий в вечернее время дает возможность всем родителям принять активное участие в них.
Темы занятий:
- для родителей детей 5-6 лет: «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая Надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово»
Разработка «Моя семья» основана на реализации идеи активного воспитания. Каждый взрослый (родитель, педагог) становится в активную позицию в воспитании детей. Это способствует освоению единой системы ценностей родителями и детьми, организации эффективного общения, активного взаимодействия между взрослыми и детьми. Занятия с родителями проводятся в активных формах на основе методологии истоковедения. Для создания благоприятной для общения, доверительной обстановки педагог организует работу в ресурсном круге, в паре, в четверке, микрогруппе. Это позволяет развивать стержневую основу личности и систему духовно – нравственных и социокультурных ценностей, способствует приобретению коммуникативных и управленческих навыков. Родители учатся слушать и слышать друг друга, у них формируется умение приходить к согласию, принимать совместные решения. Существующая открытая коммуникация между всеми участниками воспитательного процесса, а также отклик, получаемый в кинестетике, способствуют появлению взаимного доверия у воспитателей и родителей. Каждый имеет возможность обменяться знаниями, опытом, чувствами и прийти к пониманию того, что у всех в опыте много общего и совместными усилиями можно найти способы решения сложных педагогических проблем. У родителей развиваются навыки общения, способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей. В результате освоения положительного опыта развивается ресурс успеха каждого.
2. Организация взаимодействия детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста.
В книгах содержится система ценностей и категорий, которые необходимо усвоить взрослым и детям, а также продумана система заданий, способствующая организации и развитию общения между родителями и их детьми. Содержание книг для развития детей-дошкольников носит интегративный характер. В книгах содержатся произведения разных жанров: стихотворения, сказки, рассказы, хороводные игры, песенки. Осмысление содержания книг для развития детей дошкольного возраста приводит родителей к пониманию необходимости работы с данными книгами вместе с ребенком. Размышляя о жизненных ценностях, об их роли в жизни каждого человека, становятся воспитательным ориентиром для родителей в сложном современном мире. Родители, благодаря книгам для развития приобретают умение понять собственный внутренний мир и внутренний мир своих детей. Это является основанием для развития между ними теплых доверительных отношений, появлению мотивации к взаимодействию.
Родители и дети вместе оформляют страницы Альбома «Мои истоки». Работа над книгами для развития в кругу семьи является необходимым условием успешного проведения занятий по курсу пропедевтики «Истоки» и возвращения к традиции душеполезного семейного чтения.
3. Проведение занятий с детьми по курсу пропедевтики «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» с активным участием родителей (36 занятий в течение 4 лет обучения).
Существенной особенностью программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях детского сада, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
В результате такой целенаправленной работы педагога с родителями, родителей с детьми, педагога с родителями и детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувствованными, создаются условия для единого контекста воспитания детей, развития социокультурного пространства в дошкольном образовательном учреждении.
ПРОГРАММА «ИСТОКИ» РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ВОЗРАСТ 5-6 ЛЕТ
Таблица 7.
№ Темы |
Тема занятия |
Школа для родителей |
1 |
Верность родной земле |
Занятие №1. План 1. Вера и верность. Вступительное слово воспитателя. 2.Чтение текста «Верность» 3. Работа в четверке «Что помогает нам хранить верность?» Литература: Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999 г., с.13-18. |
2 |
Святая вера |
Рисунок родителей и детей «Храм» |
3 |
Радость послушания |
Ресурсный круг «Расскажите, когда вы послушались взрослых?» Впечатления о послушании. |
4 |
Светлая надежда |
Занятие №2 План 1. Надежда. Выступление воспитателя. 2. Работа в четверке «Что укрепляет надежду?» Литература: Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999, с. 35-41. |
5 |
Доброе согласие |
Общение с родителями «Как часто вы соглашаетесь с мнением детей?» |
6 |
Добрые друзья |
Рекомендации по прочтению литературы о «Дружбе» |
7 |
Добрые дела |
Занятие №3 План 1. Великая сила любви. Вступительное слово воспитателя. 2. Чтение родителями текста «Покаяние» 3. Работа в четверке «Раскаяние» Литература: Камкин А.В. Истоки: Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений: Издание 2-е, исправленное. – М.: ТШБ, 1999, с.78-84 |
8 |
Мудрое слово |
Консультация «Во что играли наши бабушки» |
9 |
Мудрые люди |
Занятие №4 План 1.Результаты работы по программе. Выступление воспитателя. 2.Работа в четверке «Истоки победителя» 3.Ресурсный круг «Значимые результаты работы за год» |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий
Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:
- Преобладает игровой метод обучения.
- Использование специализированной литературы в обучении.
- Постоянное отслеживание результатов и подведение итогов образовательной деятельности.
- Создание ситуации успеха.
- Организация различных видов стимулирования.
Сроки реализации программы: 4 года.
Категория: младшая, средняя, старшая, подготовительная группы
Режим занятий – 4 раза в месяц (1, 2 неделя месяца)
Время проведения: вторая половина дня
Формы проведения: подгрупповая, коллективная.
В старшей группе - 25 минут, в подготовительной к школе группе - 30 минут
Количество занятий - 18
Методы: игровой практический, наглядный, словесный.
Занятия проводятся в групповом помещении с использованием мультимедийного оборудования.
Для более эффективного решения поставленных задач в занятия включены разные виды деятельности:
- упражнения на мелкую моторику;
- экспериментальная деятельность;
- игровые ситуации;
- чтение произведений детской литературы;
- рисование
- поделки, оригами.
3.2. Программно – методическое обеспечение
Программа «Истоки» в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России. Книги для развития детей являются составной частью комплекта «Истоки» и «воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.
Комплект состоит из 17 книг: три книги для детей 3-4 лет («Доброе слово», Добрый мир», «Добрая книга»); четыре книги для детей 4-5 лет («дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово»); пять книг для детей 5-6 лет («Верность родной земле», «Радость послушания», «светлая Надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово»); пять книг для детей 6-8 дет («сказочное слово», «напутственное слово», «Светлый образ», «мастера и рукодельницы», «Семейные традиции»). Весь комплект полностью соответствует структуре и содержанию программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».
Книги для развития представляют принципиально новый вид инструментария, предложенный профессором А.И. Кузьминым для дошкольного образования и предназначены для совместной работы педагогов, детей и родителей.
Новый вид инструментария для дошкольного образования имеет следующие отличительные особенности:
1. Он направлен в равной степени на развитие социокультурных и духовно-нравственных ценностей, как ребенка, так и его родителя.
2. Для каждой темы подобрано главное произведение, позволяющее выйти на размышление по осваиваемым категориям (главное произведение выделено особой рамочкой-заставкой и буквицей).
3. Книги для развития подготовлены для взаимодействия детей и родителей в процессе воспитания.
4. Для каждой книги в целом и каждого произведения продуманы и подготовлены образы-иллюстрации, позволяющие получить образно - эмоциональное восприятие духовно-нравственного контекста произведения и осваиваемых категорий.
5. В русских народных сказках восстановлен первоначальный контекст категорий и ценностей.
6. Для каждой осваиваемой темы подготовлены страницы Альбома «Мои истоки», над которой может потрудиться ребенок вместе с родителями и закрепить в образе осваиваемые социокультурные и духовно-нравственные категории.
7. Для каждой темы подготовлены активные занятия, направленные на развитие системы социокультурных и духовно-нравственных ценностей личности.
В процессе работы с книгами решаются следующие задачи:
- Формирование и закрепление знаний детей об основных социокультурных и духовно-нравственных понятиях программы «Истоки» (Светлая Надежда, светлый образ, доброе слово, добрые дела, напутственное слово, , радость послушания, семейные традиции и т.д.);
- Развитие системы социокультурных и духовно-нравственных ценностей личности;
- Формирование эмоционально-образного восприятия ближней и дальней среды развития (Почему мир называется добрым? Какими словами можно наполнить образ мамы?).
- Формирование личностного отношения к окружающему миру (Кого можно назвать верным другом? За что мы благодарны защитникам земли Русской? Какие добрые слова помогают в жизни?).
Инструментарий для реализации программы в дошкольном образовательном учреждении:
- Программа для дошкольного образования.
- Планы образовательной деятельности (итоговых занятий) с детьми 3-7 лет.
- Комментарии и пояснительная записка к программе.
- Методическое пособие «Активные формы образовательной деятельности детей дошкольного возраста».
- Система активных форм образовательной деятельности дошкольников и методические рекомендации к их использованию.
- Комплект книг для развития детей 3-4, 4-5, 5-6 и 6-8 лет.
- Методические рекомендации к книгам для развития.
- Комплект альбомов для рисования и развития детей 3-4, 4-5, 5-6 и 6- 8 лет.
- Методическое пособие «Мониторинг социокультурного развития и детей дошкольного возраста».
- Дневник социокультурного развития ребёнка дошкольного возраста (3-8 лет) по программе «Социокультурные истоки».
- Серия книг по музыкально-художественному развитию дошкольников и дисков с напевами для музыкально-образного развития детей.
Для работы с родителями используется инструментарий:
- Пояснительная записка к работе с родителями по системе «Моя семья»;
- Планы занятий и активные формы взаимодействия с родителями на четыре года развития;
- Методические рекомендации и комментарии к системе работы с родителями детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-8 лет;
- Пояснительная записка и методические рекомендации к использованию книг для развития детей 3-8лет;
- Методические рекомендации и комментарии к серии книг для развития детей 3-4, 4-5, 5-6, 6-8 лет;
- Рекомендации и советы родителям по организации душеполезного семейного чтения;
- Индивидуальный дневник социокультурного развития ребёнка- дошкольника.
Комплект книг для развития детей 3–8 лет:
- «Доброе слово». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года);
- «Добрый мир». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (3- 4 года);
- «Добрая книга». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (3-4 года);
- «Дружная семья». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);
- «В добрый путь». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);
- «Добрая забота». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);
- «Благодарное слово». Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);
- «Верность родной земле». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
- «Радость послушания». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
- «Светлая надежда». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
- «Добрые друзья». Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
- «Мудрое слово». Книга 5 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
- «Сказочное слово». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);
- «Напутственное слово». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);
- «Светлый образ». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);
- Мастера и рукодельницы». Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет);
- «Семейные традиции». Книга 5 для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет).
Комплект альбомов для рисования и развития детей 3–8 лет:
- «Доброе слово». Альбом для развития детей дошкольного возраста (3-4 года);
- «Дружная семья». Альбом для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет);
- «Радость послушания». Альбом для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет);
- «Сказочное слово». Альбом для развития детей дошкольного возраста (6-7 лет).
3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда — это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия.
Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка (враждебная в эмоциональном и физическом планах), или стимулировать его развитие (благоприятная, развивающая среда). Все это необходимо учитывать при создании обстановки в учреждении и при формировании программ обучения и воспитания детей.
Развивающая предметно-пространственная среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности.
Таким образом, под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. В то же время определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется педагог. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы дополнительного образования.
Организация развивающей среды построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Основные направления создания предметно-пространственной среды, которым следовали мы, отражены в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования», разработанной коллективом авторов под руководством В.А. Петровского. В концепции заданы основные принципы построения развивающей среды в ДОУ. Наша модель развивающей среды создавалась с учётом этих принципов. Такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.
Созданная нами развивающая предметно-пространственная среда:
— системная, отвечает целям и задачам Программы;
— инициирует деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;
— учитывает специфику возрастных особенностей развития ребенка;
— имеет часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами, а также к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование), так и развитие детей в ней;
— требует для своей реализации сочетания традиционных и новых компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, содержательным.
Состояние предметно-развивающей среды в ДОУ соответствует санитарным нормам и правилам и спроектировано на основе:
- реализуемой программы;
- требований нормативных документов;
- материальных и архитектурно-пространственных условий;
- предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
- общих принципов построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка).
3.4. Материально-техническое обеспечение реализации Программы
Обеспечение материально-технических условий, позволяющих достичь обозначенных целей и выполнить соответствующие задачи, в т. ч.:
- осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников, их образовательных потребностей;
- организовывать участие родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);
- обновлять содержание основной образовательной Программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей), с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;
- обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого
потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышение их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей;
- обеспечивать эффективное управление с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по Программе, должна создать материально-технические условия, обеспечивающие:
1) возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения
Программы;
2) выполнение организацией требований:
- санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:
- пожарной безопасности и электробезопасности;
-по охране здоровья воспитанников и охране труда работников;
3) возможность беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, к объектам инфраструктуры
организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При создании материально-технических условий для детей с ограниченными
возможностями здоровья организация должна учитывать особенности их физического и психофизиологического развития.
Программой предусмотрено также использование организацией обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средство обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Список литературы
- Рекомендации по применению программы "Социокультурные истоки" (дошкольное образование)
- Истоковедение, том 5, издание 5-е (дополненное)
- Истоковедение, том 11
- Истоковедение, том 15
- Дневник формирования основ социокультурного развития ребенка-дошкольника
- Истоковедение, том 3-4, издание 3-е (дополненное)
- Сказочное слово. Книга 1 для детей (6-8 лет)
- Напутственное слово. Книга 2 для детей (6-8 лет)
- Светлый образ. Книга 3 для детей (6-8 лет)
- Мастера и рукодельницы. Книга 4 для детей (6-8 лет)
- Семейные традиции. Книга 5 для детей (6-8 лет)
- Верность родной земле. Книга 1 для детей (5-6 лет)
- Радость послушания. Книга 2 для детей (5-6 лет)
- Светлая надежда. Книга 3 для детей (5-6 лет)
- Добрые друзья. Книга 4 для детей (5-6 лет)
- Мудрое слово. Книга 5 для детей (5-6 лет)
- Верность родной земле. Книга 1 для развития речи детей (5-6 лет)
- Дружная семья. Книга 1 для детей (4-5 лет)
- В добрый путь. Книга 2 для детей (4-5 лет)
- Добрая забота. Книга 3 для детей (4-5 лет)
- Благодарное слово. Книга 4 для детей (4-5 лет)
- Дружная семья. Книга 1 для развития речи детей (4-5 лет)
- В добрый путь. Книга 2 для развития речи детей (4-5 лет)
- Добрая забота. Книга 3 для развития речи детей (4-5 лет)
- Благодарное слово. Книга 4 для развития речи детей (4-5 лет)
- Доброе слово. Книга 1 для детей (3-4 лет)
- Добрый мир. Книга 2 для детей (3-4 лет)
- Добрая книга. Книга 3 для детей (3-4 лет)
- Доброе слово. Книга 1 для развития речи детей (3-4 лет)
- Добрый мир. Книга 2 для развития речи детей (3-4 лет)
- Добрая книга. Книга 3 для развития речи детей (3-4 лет)
- Альбом для рисования "Сказочное слово" (6-8 лет)
- Альбом для рисования "Радость послушания" (5-6 лет)
- Альбом для рисования "Дружная семья" (4-5 лет)
- Альбом для рисования "Доброе слово" (3-4 года)
- Азбука Истоков "Золотое сердечко". Методический комментарий. Компакт-диск.
Приложение 3.
Карта мониторинга формирования основ духовно – нравственного развития
в процессе освоения программы «Социокультурные истоки» воспитанниками старшей группы (5 – 6 лет)
Дата __________________ Группа ___________ № ___
Воспитатели: __________________________________________
1. Содержательный аспект качества образования
№ |
ФИО Ребенка |
январь |
май |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||||
Категории Вера, Надежда, Любовь, София
1. Представление об образе былинного богатыря как первого защитника Земли Русской.
2. Представление окачествах характера собирательного образа былинного богатыря.
3. Знания о необходимости послушания старшим людям. Знания правил жизни в среде сверстников.
4. Представления о реальности чуда в праздник Рождества Христова, о проявлении милосердия ко всем, кто в нём нуждается.
5. Представление о необходимости проявления доброго согласия в жизни.
6. Представление о дружбе и друзьях, о проявлении дружеских чувств.
7. Представления о добрых делах, их значении.
8. Знания о мудрых словах, о мудром опыте, сохраняемом в малых фольклорных формах.
9.Представление о мудрых людях, знание мудрых советов, полученных от них.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»