ДОП по развитию речи "Речевичок"

Педагогический работник Жаркова Ирина Сергеевна.
Педагогический работник
Жаркова Ирина Сергеевна

        МКОУ Болчаровская СОШ «дошкольная группа «Капелька»»

    ПРИНЯТА                                                                                                                                       Утверждаю зам.директора

 педагогическим советом                                                                                                                   МКОУ Болчаровская СОШ

«дошкольная группа «Капелька»»

    от « » 09  2024 г.                                                                                                                                                           __________

    Председатель: ________                                                                                                                        «   » __________  ______

     

Программа  дополнительного образования развитию речи 

для детей 4-5 лет

«Речевичок »

Программа составлена и реализуется:

Жарковой Ириной Сергеевной

Плесовских Натальей Валерьевной

2024 г.

Паспорт программы

Авторы  программы:  Ушакова О.С., Струнина Е.М.  «Развитие речи детей 4-5 лет»

Направление образовательной деятельности:  речевое

Тип программы: адаптированная

Прохождение экспертизы:

Срок реализации: 1 год

Количество часов в неделю/месяц/год: 1/4/32

Возрастная группа обучающихся: средняя группа

Ожидаемые результаты: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

Ребенок должен знать и уметь:

активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия); значительно увеличить свой словарь; подробно, с детализацией рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки,  действовать по собственной инициативе, как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; выполнять действия без помощи взрослых; осуществлять самоконтроль при наличии адекватной самооценки.

          

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Программа   творческой мастерской « Речевичок»  составлена на основе  программы «Развитие речи детей 4-5 лет», авторы   Ушакова О.С., Струнина Е.М.  и в соответствии с:

  • Основной общеобразовательной программой МКОУ Болчаровской СОШ «дошкольная группа «Капелька»»
  • Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
  • СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26).

Цель и задачи программы:

Цель программы: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

  •  Задачи программы: осваивание ребёнком связной монологической речи: умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;
  • развивать диалогическую речь: умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
  • развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;
  • развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения;
  • воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Срок реализации программы – 1 год. По данной программе занимаются воспитанники средней группы. В средней группе образовательная деятельность проводится  в течение  20 минут. Содержание работы реализуется в различных формах: непроизвольная форма занятий с играми, сказками, рисованием, песнями, танцами, экскурсии, беседы, игры –  путешествия. Основной формой образовательной деятельности является игра.

Возрастная группа обучающихся:  средняя группа, возраст (4-5лет).

Срок реализации  программы  в средней группе – 1 год .  

Количество часов: в неделю -1, в месяц -4, в год -32

В  средней группе занятия проводятся -  20 минут.

Направление образовательной деятельности 

Речевое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Актуальность программы

Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников - одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей.

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения. Так же интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная.

Игра занимает важное место в развитии речи ребенка. В процессе игры формируется не только речь, но и развивается его характер, происходит становление личности.

В связи с этим мною была разработана программа дополнительных занятий по развитию речи через использование игровых технологий.

Отличительные особенности программы:

В основе программы лежит комплексный подход, который направлен на решении разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе, на решение главной задачи — развитие связной речи.

Педагогическая целесообразность

Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее – ФОП ДО), в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».  В соответствии с ФОП ДО  речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

Новизна программы

     Программа ориентирована на вступивший в силу Федеральной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого- педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в области реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активации творческой деятельности детей.

           Материально-техническое обеспечение.

Основное учебное оборудование

Наименование тематических уголков в группе

Перечень основного оборудования

1.

2.

3.

Театральный уголок

Уголок детской художественной литературы.

Уголок безопасного дорожного движения.

Ширма.

Различные виды театров: настольные, пальчиковые и др.

Атрибуты и декорации к сказкам.

Маски, маски-шапочки к сказкам.

Литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть, рассматривания.

Светофоры, дидактический материал: «Проезжая часть», «Правила поведения на дороге» и др.

Игры по развитию речи

Игры дидактические

Игры сюжетно ролевые

Игры подвижные, игровые упражнения

 «Составь картинку»

«Что у человека по два»

«Вершки-корешки»

«Из чего салат?»

«Вершки-корешки»

«Что из чего?»

«У кого кто?»

«Кто чем питается?»

«Похож – не похож»

«Скажи ласково»

 «Где спрятался звук «с»

«Помоги Солнышку»

«Ласковые слова»

«Четвертый лишний»

«Кем быть»

«Кому нужны эти вещи?»

«Расскажи о профессии военного»

«Какая мама?»

«Назови детёныша»

«Назовите предметы, которые понадобятся для умывания»

«Умывайся правильно»

«Связующая нить»

«Собери из частей целое»

«Дочки – матери»

«Овощной магазин»

«Как зайчонок маму искал»

«Шофёры»

Физминутки:

«Мы капусту рубим»

«Зайцы скачут»

«Солнышко»

«Засолка капусты»

«Едем, едем на машине»

Подвижные игры: «Мышеловка»

«Замри»

«Куклы»

«Солнечные зайчики»

«Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

«Что изменилось? »

«Самолёт»

«Акула»

«Ровным кругом»

«Светофор»

«Небо, море, земля, рельсы»

«Горелки»

Наглядный материал

Картины, картинки, силуэтные фигурки, муляжи.

Модели, сигнальные карточки.

Литература для детей

1.Демонстрационные картинки:

«Времена года»

«Животные»

«Птицы»

«Сбор урожая на огороде»

«Овощи»

«Фрукты, ягоды»

«Как устроен человек»

Картинки с изображением различных родов войск.

«Транспорт»
«Правила безопасного поведения на дороге»

Иллюстрации «День Победы»

«Насекомые»

2.Картины: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Насекомые в лесу».

3. Муляжи овощей и фруктов.

1.Алгоритм для составления описательного рассказа.

2. Картинки – матрицы для составления рассказов.

3. Светофоры.

Русские народные сказки: «Теремок», «Гуси – лебеди», «Жихарка», «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой» и др.

Стихотворения: Барто А.Л., Благинина Е., Александрова З. и др.

Рассказы: Зощенко М., Чарушин Е., Толстой Л. и др.

Сказки: Чуковский К.И., Жуковский В., Одоевский В., Пушкин А.С. и др.

Аудио – видео пособия

Аудиозаписи: Шаинский В.- Пляцковский М. «Улыбка»  ; Шаинский В.- Непомнящая Д. «Песня мамонтенка» о маме;  Тухманов Д.- Энтин Ю. «Храбрый зайчик»;  ВИА «Мастерок» «Все сбывается на свете»; голоса животных и птиц; Михалков С. «Песенка друзей»; звукозапись «Военные звуки».

Мультимедийные презентации

Педагогический мониторинг 

Педагогический мониторинг  проводится 2 раза в год (вводный в сентябре, итоговый в мае).

Диагностика освоения содержания Программы
воспитанниками МКОУ Болчаровской СОШ «дошкольная группа»  «Капелька» 4–5 лет за 2024/2025 учебный год.
Образовательные области  «Речевое развитие»

Ф. И. ребенка

Речевое развитие

п/п

Активно сопровож-дает речью игровые и бытовые действия.
Основную
массу звуков произносит без на-рушений

Понимает и употребляет слова-антонимы, умеет образовывать
новые слова по аналогии со знакомыми словами, умеет выделять
первый звук
в слове

Рассказывает о содержании сюжетной картинки, с помощью
взрослого составляет описательные рассказы

Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть
понравившееся стихотво-рение, знает считалки, поговорки, стихи

Рассматривает иллюстриро-ванные издания детских книг, проявляет интерес к ним

Драматизирует, ин-сценирует
с помощью взрослого небольшие
сказки
(отрывки из сказок)

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

Способы проверки усвоения программы  

Оценка уровня развития:

От 3,4 - 4 балла – деятельность на высоком уровне

От 2,4 – 3,4 – деятельность на оптимальном уровне

От 1,3 – 2,3  - деятельность на среднем уровне

От 1,2 и ниже – деятельность на низком уровне

 

Речевые задачи:

  1. Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;
  2. составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;
  3. выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;
  4. выявить умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.

Серия заданий (развитие связной речи)

 Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.

I Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют?

     1.Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла; Она красивая, ее    зовут Катя. С Катей можно играть.

     2. рассказывает по вопросам педагога.

     3. называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

    II Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?

  1. Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют.
  2. перечисляет признаки (красный, резиновый).
  3. называет отдельные слова.

    III Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ.

  1. Ребенок составляет описание (рассказ).
  2. перечисляет качества и действия.
  3. называет 2—3 слова.

 IV Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».

  1. Составляет рассказ самостоятельно.
  2. рассказывает с помощью взрослого.
  3. отвечает на вопросы односложно.

V Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки и предлагает пересказать.

  1. Ребенок пересказывает самостоятельно.
  2. пересказывает с подсказыванием слов взрослым.
  3. говорит отдельные слова.

Диагностика проводится в начале и в конце учебного года.

 

Учебный план

Наименование групп

Количество

часов

в неделю,

в месяц,

в год

Количество

обучающихся

Возраст

обучающихся

Продолжительность

занятия

1

средняя группа

1

4

32

13

4-5

20 мин.

Учебно – тематический план

Наименование разделов

Общее кол-во учебных часов,

в том числе

теоретических

практических

1.

Описание предмета

7

2.

Составление рассказа

12

3.

Пересказ

3

4

Формирование навыков диалогической речи.

8

5

Разучивание стихотворения

2

Итого:

32

Тематическое планирование

разделы

темы

содержание

часы

1

Формирование навыков диалогической речи.

«Здравствуй осень»

Побуждать детей отвечать на вопросы простыми полными ответами, задавать вопросы и слушать ответы товарищей, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая друг друга.

1

2

Составление рассказа

«Зайчик в гостях у детей»

Побуждать детей к составлению описательного рассказа, при описании животных,  называть их характерные особенности и  признаки, действия, связывать между собой предложения.

1

3

Составление рассказа

Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа, а также короткого рассказа на основе личного опыта.

1

4

Формирование навыков диалогической речи.

«Дары осени»

Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом.

1

5

Составление рассказа

«Я - человек»

Продолжать побуждать детей к составлению описательного рассказа о человеке, его частях тела, отличии друг от друга.

1

6

Формирование навыков диалогической речи.

Формирование навыков диалогической речи.

Развивать диалогическую речь, побуждать самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них.

1

7

Пересказ

Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей

1

8

Формирование навыков диалогической речи.

«Нас приручил человек»

Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать на вопросы; формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих детёнышей животных в именительном и винительном падежах (жеребята, котята, щенята и др.)

1

9

Составление рассказа

«Моя малая Родина»

Побуждать детей к составлению небольшого связного рассказа о своём селе, опираясь на вопросы педагога и личные знания.

1

10

Составление рассказа

Рассказывание по картине

Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине. Формировать умение правильно образовывать формы имён существительных в родительном падеже.

1

11

Формирование навыков диалогической речи.

«Вежливые слова»

Продолжать развивать диалогическую речь.

1

12

Разучивание стихотворения

Разучивание стихотворения

Формировать умение выразительно читать стихотворение, передавая его настроение.

1

13

Описание предмета

Описание предметов по их признакам

Формировать умение описывать предмет, не называя его. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголов) и качества предметов (прилагательных).

1

14

Описание предмета

Описание и сравнение игрушек (кукол)

Формировать умение описывать и сравнивать кукол, правильно называя наиболее характерные признаки; высказываться законченными предложениями.

1

15

Пересказ

Пересказ сказки

Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц.

1

16

Составление рассказа

«Моя любимая игрушка»

Развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием игрушки при этом чётко называть её признаки, действия.

1

17

Составление рассказа

«Как зайчонок нашёл маму»

Формировать умение составлять коллективный повествовательный рассказ; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом.

1

18

Описание предмета

Описание предметов по картинкам

Продолжать формировать умение описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки; чётко и правильно произносить звук «щ», слышать этот звук в словах, выделять его.

1

19

Формирование навыков диалогической речи.

«В мире профессий»

Продолжать развивать умение вести диалог, отвечать на вопросы педагога полными предложениями.

1

20

Описание предмета

Описание предметных картинок

Продолжать формировать умение отвечать на вопросы связно двумя-тремя предложениями, называя предмет, его признаки и действия.

1

21

Составление рассказа

«День защитников Отечества»

 Развитие речи через единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления.

1

22

Составление рассказа

Составление описательного рассказа «Моя мама»

Продолжать развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа.

1

23

Пересказ

Пересказ сказки

Продолжать побуждать детей к пересказыванию сказки; развивать монологическую речь, ориентируясь на картинный план.

1

24

Описание предмета

Составление описаний персонажей "Теремок"

Учить составлять описание предметов. Учить подбирать нужные по смыслу слова. Закреплять усвоение обобщающих понятий.

1

25

Формирование навыков диалогической речи.

«Уроки Мойдодыра»

Совершенствовать диалогическую речь.

1

26

Описание предмета

Описание предметов и игрушек

Продолжать формировать умение описывать предметы, игрушки; формировать чёткое и правильное произношение звука «л» (ль)

1

27

Составление рассказа

Составление рассказа по картине

Формировать умение создавать картину и рассказывать о ее содержании.

1

28

Описание предмета

Закрепление обобщающих понятий

Продолжать формировать умение описывать предметы, подбирая нужные по смыслу слова; формировать чёткое и правильное произношение звука «р» (рь)

1

29

Составление рассказа

«В мире транспорта»

Совершенствовать навыки описательного рассказа.

1

30

Разучивание стихотворения

«День Победы!»

Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы».

1

31

Формирование навыков диалогической речи.

«Семья»

Продолжать формировать умение вести диалог; формировать представления о семье и её членах.

1

32

Составление рассказа

«В гостях у Мухи – Цокотухи»

Совершенствовать навыки ведения диалога, умение составлять описательный рассказ.

1

Календарно-тематическое планирование творческой мастерской  «Речевичок»

I квартал

II квартал

III квартал

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

I неделя

Z

Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

«Вежливые слова»

Z

Описание предметов по картинкам

Составление описательного рассказа «Моя мама»

Описание предметов и игрушек

«День Победы!»

Пнеделя

Z

«Дары осени»

«Нас приручил человек»

Разучивание стихотворения

Пересказ сказки

«В мире профессий»

Пересказ сказки

Составление рассказа по картине

«Семья»

Шнеделя

«Здравствуй, осень!»

«Я - человек»

«Моя малая Родина»

Описание предметов по их признакам

«Моя любимая игрушка»

Описание предметных картинок

Составление описаний персонажей "Теремок"

Закрепление обобщающих понятий

«В гостях у Мухи – Цокотухи»

VI неделя

«Зайчик в гостях у детей»

Формирование навыков диалогической речи.

Рассказывание по картине

Описание и сравнение игрушек (кукол)

«Как зайчонок нашёл маму»

«День защитников Отечества»

«Уроки Мойдодыра»

«В мире транспорта»

Z

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования

«Вдохновение» под ред. В.К.Загвоздкина, И.Е.Федосовой М, Национальное образование  2016

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду, - М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016, 108 с.
  2. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. Для детей 4-5 лет. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2017, 320 с.
  3. Хрестоматия для средней группы. Серия «Библиотека детского сада»
  4. СмирноваЛ.Н. Развитие речи у детей 4-5 лет, Москва, Мозаика – Синтез,  2009, 50с.;
  5. Ушакова О.С.  Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. Москва, Сфера,  2009, 190с.;
  6. Ушакова О.С., Н.В. Гавриш. Знакомим с литературой детей 3-5 лет, Москва, Сфера,  2010, 145 с.;
  7. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников, М, 2008,
  8. Ф.А. Сохин. Психолого – педагогические основы развития речи дошкольников. Москва, 2002;
  9.  Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. Москва, 2001.
  10.  Федоренко Л.П., Фомичева Г.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста

Программа занятий

        МКОУ Болчаровская СОШ «дошкольная группа «Капелька»»

    ПРИНЯТА                                                                                                                                       Утверждаю зам.директора

 педагогическим советом                                                                                                                   МКОУ Болчаровская СОШ

«дошкольная группа «Капелька»»

    от « » 09  2024 г.                                                                                                                                                           __________

    Председатель: ________                                                                                                                        «   » __________  ______

     

Программа  дополнительного образования развитию речи 

для детей 4-5 лет

«Речевичок »

Программа составлена и реализуется:

Жарковой Ириной Сергеевной

Плесовских Натальей Валерьевной

2024 г.

Паспорт программы

Авторы  программы:  Ушакова О.С., Струнина Е.М.  «Развитие речи детей 4-5 лет»

Направление образовательной деятельности:  речевое

Тип программы: адаптированная

Прохождение экспертизы:

Срок реализации: 1 год

Количество часов в неделю/месяц/год: 1/4/32

Возрастная группа обучающихся: средняя группа

Ожидаемые результаты: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

Ребенок должен знать и уметь:

активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия); значительно увеличить свой словарь; подробно, с детализацией рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки,  действовать по собственной инициативе, как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; выполнять действия без помощи взрослых; осуществлять самоконтроль при наличии адекватной самооценки.

          

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Программа   творческой мастерской « Речевичок»  составлена на основе  программы «Развитие речи детей 4-5 лет», авторы   Ушакова О.С., Струнина Е.М.  и в соответствии с:

  • Основной общеобразовательной программой МКОУ Болчаровской СОШ «дошкольная группа «Капелька»»
  • Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
  • СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26).

Цель и задачи программы:

Цель программы: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

  •  Задачи программы: осваивание ребёнком связной монологической речи: умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;
  • развивать диалогическую речь: умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
  • развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;
  • развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения;
  • воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Срок реализации программы – 1 год. По данной программе занимаются воспитанники средней группы. В средней группе образовательная деятельность проводится  в течение  20 минут. Содержание работы реализуется в различных формах: непроизвольная форма занятий с играми, сказками, рисованием, песнями, танцами, экскурсии, беседы, игры –  путешествия. Основной формой образовательной деятельности является игра.

Возрастная группа обучающихся:  средняя группа, возраст (4-5лет).

Срок реализации  программы  в средней группе – 1 год .  

Количество часов: в неделю -1, в месяц -4, в год -32

В  средней группе занятия проводятся -  20 минут.

Направление образовательной деятельности 

Речевое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Актуальность программы

Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников - одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей.

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения. Так же интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная.

Игра занимает важное место в развитии речи ребенка. В процессе игры формируется не только речь, но и развивается его характер, происходит становление личности.

В связи с этим мною была разработана программа дополнительных занятий по развитию речи через использование игровых технологий.

Отличительные особенности программы:

В основе программы лежит комплексный подход, который направлен на решении разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе, на решение главной задачи — развитие связной речи.

Педагогическая целесообразность

Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее – ФОП ДО), в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».  В соответствии с ФОП ДО  речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

Новизна программы

     Программа ориентирована на вступивший в силу Федеральной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого- педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в области реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активации творческой деятельности детей.

           Материально-техническое обеспечение.

Основное учебное оборудование

Наименование тематических уголков в группе

Перечень основного оборудования

1.

2.

3.

Театральный уголок

Уголок детской художественной литературы.

Уголок безопасного дорожного движения.

Ширма.

Различные виды театров: настольные, пальчиковые и др.

Атрибуты и декорации к сказкам.

Маски, маски-шапочки к сказкам.

Литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть, рассматривания.

Светофоры, дидактический материал: «Проезжая часть», «Правила поведения на дороге» и др.

Игры по развитию речи

Игры дидактические

Игры сюжетно ролевые

Игры подвижные, игровые упражнения

 «Составь картинку»

«Что у человека по два»

«Вершки-корешки»

«Из чего салат?»

«Вершки-корешки»

«Что из чего?»

«У кого кто?»

«Кто чем питается?»

«Похож – не похож»

«Скажи ласково»

 «Где спрятался звук «с»

«Помоги Солнышку»

«Ласковые слова»

«Четвертый лишний»

«Кем быть»

«Кому нужны эти вещи?»

«Расскажи о профессии военного»

«Какая мама?»

«Назови детёныша»

«Назовите предметы, которые понадобятся для умывания»

«Умывайся правильно»

«Связующая нить»

«Собери из частей целое»

«Дочки – матери»

«Овощной магазин»

«Как зайчонок маму искал»

«Шофёры»

Физминутки:

«Мы капусту рубим»

«Зайцы скачут»

«Солнышко»

«Засолка капусты»

«Едем, едем на машине»

Подвижные игры: «Мышеловка»

«Замри»

«Куклы»

«Солнечные зайчики»

«Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

«Что изменилось? »

«Самолёт»

«Акула»

«Ровным кругом»

«Светофор»

«Небо, море, земля, рельсы»

«Горелки»

Наглядный материал

Картины, картинки, силуэтные фигурки, муляжи.

Модели, сигнальные карточки.

Литература для детей

1.Демонстрационные картинки:

«Времена года»

«Животные»

«Птицы»

«Сбор урожая на огороде»

«Овощи»

«Фрукты, ягоды»

«Как устроен человек»

Картинки с изображением различных родов войск.

«Транспорт»
«Правила безопасного поведения на дороге»

Иллюстрации «День Победы»

«Насекомые»

2.Картины: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Насекомые в лесу».

3. Муляжи овощей и фруктов.

1.Алгоритм для составления описательного рассказа.

2. Картинки – матрицы для составления рассказов.

3. Светофоры.

Русские народные сказки: «Теремок», «Гуси – лебеди», «Жихарка», «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой» и др.

Стихотворения: Барто А.Л., Благинина Е., Александрова З. и др.

Рассказы: Зощенко М., Чарушин Е., Толстой Л. и др.

Сказки: Чуковский К.И., Жуковский В., Одоевский В., Пушкин А.С. и др.

Аудио – видео пособия

Аудиозаписи: Шаинский В.- Пляцковский М. «Улыбка»  ; Шаинский В.- Непомнящая Д. «Песня мамонтенка» о маме;  Тухманов Д.- Энтин Ю. «Храбрый зайчик»;  ВИА «Мастерок» «Все сбывается на свете»; голоса животных и птиц; Михалков С. «Песенка друзей»; звукозапись «Военные звуки».

Мультимедийные презентации

Педагогический мониторинг 

Педагогический мониторинг  проводится 2 раза в год (вводный в сентябре, итоговый в мае).

Диагностика освоения содержания Программы
воспитанниками МКОУ Болчаровской СОШ «дошкольная группа»  «Капелька» 4–5 лет за 2024/2025 учебный год.
Образовательные области  «Речевое развитие»

Ф. И. ребенка

Речевое развитие

п/п

Активно сопровож-дает речью игровые и бытовые действия.
Основную
массу звуков произносит без на-рушений

Понимает и употребляет слова-антонимы, умеет образовывать
новые слова по аналогии со знакомыми словами, умеет выделять
первый звук
в слове

Рассказывает о содержании сюжетной картинки, с помощью
взрослого составляет описательные рассказы

Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть
понравившееся стихотво-рение, знает считалки, поговорки, стихи

Рассматривает иллюстриро-ванные издания детских книг, проявляет интерес к ним

Драматизирует, ин-сценирует
с помощью взрослого небольшие
сказки
(отрывки из сказок)

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

Способы проверки усвоения программы  

Оценка уровня развития:

От 3,4 - 4 балла – деятельность на высоком уровне

От 2,4 – 3,4 – деятельность на оптимальном уровне

От 1,3 – 2,3  - деятельность на среднем уровне

От 1,2 и ниже – деятельность на низком уровне

 

Речевые задачи:

  1. Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;
  2. составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;
  3. выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;
  4. выявить умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.

Серия заданий (развитие связной речи)

 Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.

I Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют?

     1.Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла; Она красивая, ее    зовут Катя. С Катей можно играть.

     2. рассказывает по вопросам педагога.

     3. называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

    II Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?

  1. Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют.
  2. перечисляет признаки (красный, резиновый).
  3. называет отдельные слова.

    III Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ.

  1. Ребенок составляет описание (рассказ).
  2. перечисляет качества и действия.
  3. называет 2—3 слова.

 IV Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».

  1. Составляет рассказ самостоятельно.
  2. рассказывает с помощью взрослого.
  3. отвечает на вопросы односложно.

V Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки и предлагает пересказать.

  1. Ребенок пересказывает самостоятельно.
  2. пересказывает с подсказыванием слов взрослым.
  3. говорит отдельные слова.

Диагностика проводится в начале и в конце учебного года.

 

Учебный план

Наименование групп

Количество

часов

в неделю,

в месяц,

в год

Количество

обучающихся

Возраст

обучающихся

Продолжительность

занятия

1

средняя группа

1

4

32

13

4-5

20 мин.

Учебно – тематический план

Наименование разделов

Общее кол-во учебных часов,

в том числе

теоретических

практических

1.

Описание предмета

7

2.

Составление рассказа

12

3.

Пересказ

3

4

Формирование навыков диалогической речи.

8

5

Разучивание стихотворения

2

Итого:

32

Тематическое планирование

разделы

темы

содержание

часы

1

Формирование навыков диалогической речи.

«Здравствуй осень»

Побуждать детей отвечать на вопросы простыми полными ответами, задавать вопросы и слушать ответы товарищей, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая друг друга.

1

2

Составление рассказа

«Зайчик в гостях у детей»

Побуждать детей к составлению описательного рассказа, при описании животных,  называть их характерные особенности и  признаки, действия, связывать между собой предложения.

1

3

Составление рассказа

Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа, а также короткого рассказа на основе личного опыта.

1

4

Формирование навыков диалогической речи.

«Дары осени»

Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом.

1

5

Составление рассказа

«Я - человек»

Продолжать побуждать детей к составлению описательного рассказа о человеке, его частях тела, отличии друг от друга.

1

6

Формирование навыков диалогической речи.

Формирование навыков диалогической речи.

Развивать диалогическую речь, побуждать самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них.

1

7

Пересказ

Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей

1

8

Формирование навыков диалогической речи.

«Нас приручил человек»

Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать на вопросы; формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих детёнышей животных в именительном и винительном падежах (жеребята, котята, щенята и др.)

1

9

Составление рассказа

«Моя малая Родина»

Побуждать детей к составлению небольшого связного рассказа о своём селе, опираясь на вопросы педагога и личные знания.

1

10

Составление рассказа

Рассказывание по картине

Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине. Формировать умение правильно образовывать формы имён существительных в родительном падеже.

1

11

Формирование навыков диалогической речи.

«Вежливые слова»

Продолжать развивать диалогическую речь.

1

12

Разучивание стихотворения

Разучивание стихотворения

Формировать умение выразительно читать стихотворение, передавая его настроение.

1

13

Описание предмета

Описание предметов по их признакам

Формировать умение описывать предмет, не называя его. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголов) и качества предметов (прилагательных).

1

14

Описание предмета

Описание и сравнение игрушек (кукол)

Формировать умение описывать и сравнивать кукол, правильно называя наиболее характерные признаки; высказываться законченными предложениями.

1

15

Пересказ

Пересказ сказки

Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц.

1

16

Составление рассказа

«Моя любимая игрушка»

Развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием игрушки при этом чётко называть её признаки, действия.

1

17

Составление рассказа

«Как зайчонок нашёл маму»

Формировать умение составлять коллективный повествовательный рассказ; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом.

1

18

Описание предмета

Описание предметов по картинкам

Продолжать формировать умение описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки; чётко и правильно произносить звук «щ», слышать этот звук в словах, выделять его.

1

19

Формирование навыков диалогической речи.

«В мире профессий»

Продолжать развивать умение вести диалог, отвечать на вопросы педагога полными предложениями.

1

20

Описание предмета

Описание предметных картинок

Продолжать формировать умение отвечать на вопросы связно двумя-тремя предложениями, называя предмет, его признаки и действия.

1

21

Составление рассказа

«День защитников Отечества»

 Развитие речи через единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления.

1

22

Составление рассказа

Составление описательного рассказа «Моя мама»

Продолжать развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа.

1

23

Пересказ

Пересказ сказки

Продолжать побуждать детей к пересказыванию сказки; развивать монологическую речь, ориентируясь на картинный план.

1

24

Описание предмета

Составление описаний персонажей "Теремок"

Учить составлять описание предметов. Учить подбирать нужные по смыслу слова. Закреплять усвоение обобщающих понятий.

1

25

Формирование навыков диалогической речи.

«Уроки Мойдодыра»

Совершенствовать диалогическую речь.

1

26

Описание предмета

Описание предметов и игрушек

Продолжать формировать умение описывать предметы, игрушки; формировать чёткое и правильное произношение звука «л» (ль)

1

27

Составление рассказа

Составление рассказа по картине

Формировать умение создавать картину и рассказывать о ее содержании.

1

28

Описание предмета

Закрепление обобщающих понятий

Продолжать формировать умение описывать предметы, подбирая нужные по смыслу слова; формировать чёткое и правильное произношение звука «р» (рь)

1

29

Составление рассказа

«В мире транспорта»

Совершенствовать навыки описательного рассказа.

1

30

Разучивание стихотворения

«День Победы!»

Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы».

1

31

Формирование навыков диалогической речи.

«Семья»

Продолжать формировать умение вести диалог; формировать представления о семье и её членах.

1

32

Составление рассказа

«В гостях у Мухи – Цокотухи»

Совершенствовать навыки ведения диалога, умение составлять описательный рассказ.

1

Календарно-тематическое планирование творческой мастерской  «Речевичок»

I квартал

II квартал

III квартал

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

I неделя

Z

Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

«Вежливые слова»

Z

Описание предметов по картинкам

Составление описательного рассказа «Моя мама»

Описание предметов и игрушек

«День Победы!»

Пнеделя

Z

«Дары осени»

«Нас приручил человек»

Разучивание стихотворения

Пересказ сказки

«В мире профессий»

Пересказ сказки

Составление рассказа по картине

«Семья»

Шнеделя

«Здравствуй, осень!»

«Я - человек»

«Моя малая Родина»

Описание предметов по их признакам

«Моя любимая игрушка»

Описание предметных картинок

Составление описаний персонажей "Теремок"

Закрепление обобщающих понятий

«В гостях у Мухи – Цокотухи»

VI неделя

«Зайчик в гостях у детей»

Формирование навыков диалогической речи.

Рассказывание по картине

Описание и сравнение игрушек (кукол)

«Как зайчонок нашёл маму»

«День защитников Отечества»

«Уроки Мойдодыра»

«В мире транспорта»

Z

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования

«Вдохновение» под ред. В.К.Загвоздкина, И.Е.Федосовой М, Национальное образование  2016

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду, - М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016, 108 с.
  2. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. Для детей 4-5 лет. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2017, 320 с.
  3. Хрестоматия для средней группы. Серия «Библиотека детского сада»
  4. СмирноваЛ.Н. Развитие речи у детей 4-5 лет, Москва, Мозаика – Синтез,  2009, 50с.;
  5. Ушакова О.С.  Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. Москва, Сфера,  2009, 190с.;
  6. Ушакова О.С., Н.В. Гавриш. Знакомим с литературой детей 3-5 лет, Москва, Сфера,  2010, 145 с.;
  7. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников, М, 2008,
  8. Ф.А. Сохин. Психолого – педагогические основы развития речи дошкольников. Москва, 2002;
  9.  Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. Москва, 2001.
  10.  Федоренко Л.П., Фомичева Г.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста

    На этой странице

    Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie