ДОП по развитию речи "Речевичок"
МКОУ Болчаровская СОШ «дошкольная группа «Капелька»»
ПРИНЯТА Утверждаю зам.директора
педагогическим советом МКОУ Болчаровская СОШ
«дошкольная группа «Капелька»»
от « » 09 2024 г. __________
Председатель: ________ « » __________ ______
Программа дополнительного образования развитию речи
для детей 4-5 лет
«Речевичок »
Программа составлена и реализуется:
Жарковой Ириной Сергеевной
Плесовских Натальей Валерьевной
2024 г.
Паспорт программы
Авторы программы: Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет»
Направление образовательной деятельности: речевое
Тип программы: адаптированная
Прохождение экспертизы:
Срок реализации: 1 год
Количество часов в неделю/месяц/год: 1/4/32
Возрастная группа обучающихся: средняя группа
Ожидаемые результаты: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
Ребенок должен знать и уметь:
активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия); значительно увеличить свой словарь; подробно, с детализацией рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, действовать по собственной инициативе, как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; выполнять действия без помощи взрослых; осуществлять самоконтроль при наличии адекватной самооценки.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа творческой мастерской « Речевичок» составлена на основе программы «Развитие речи детей 4-5 лет», авторы Ушакова О.С., Струнина Е.М. и в соответствии с:
- Основной общеобразовательной программой МКОУ Болчаровской СОШ «дошкольная группа «Капелька»»
- Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
- СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26).
Цель и задачи программы:
Цель программы: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
- Задачи программы: осваивание ребёнком связной монологической речи: умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;
- развивать диалогическую речь: умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
- развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;
- развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения;
- воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Срок реализации программы – 1 год. По данной программе занимаются воспитанники средней группы. В средней группе образовательная деятельность проводится в течение 20 минут. Содержание работы реализуется в различных формах: непроизвольная форма занятий с играми, сказками, рисованием, песнями, танцами, экскурсии, беседы, игры – путешествия. Основной формой образовательной деятельности является игра.
Возрастная группа обучающихся: средняя группа, возраст (4-5лет).
Срок реализации программы в средней группе – 1 год .
Количество часов: в неделю -1, в месяц -4, в год -32
В средней группе занятия проводятся - 20 минут.
Направление образовательной деятельности
Речевое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Актуальность программы
Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.
Целенаправленное развитие речи младших дошкольников - одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей.
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения. Так же интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная.
Игра занимает важное место в развитии речи ребенка. В процессе игры формируется не только речь, но и развивается его характер, происходит становление личности.
В связи с этим мною была разработана программа дополнительных занятий по развитию речи через использование игровых технологий.
Отличительные особенности программы:
В основе программы лежит комплексный подход, который направлен на решении разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе, на решение главной задачи — развитие связной речи.
Педагогическая целесообразность
Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее – ФОП ДО), в котором выделена образовательная область «Речевое развитие». В соответствии с ФОП ДО речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.
Новизна программы
Программа ориентирована на вступивший в силу Федеральной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого- педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в области реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активации творческой деятельности детей.
Материально-техническое обеспечение.
Основное учебное оборудование
№ |
Наименование тематических уголков в группе |
Перечень основного оборудования |
1. 2. 3. |
Театральный уголок Уголок детской художественной литературы. Уголок безопасного дорожного движения. |
Ширма. Различные виды театров: настольные, пальчиковые и др. Атрибуты и декорации к сказкам. Маски, маски-шапочки к сказкам. Литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть, рассматривания. Светофоры, дидактический материал: «Проезжая часть», «Правила поведения на дороге» и др. |
Игры по развитию речи
Игры дидактические |
Игры сюжетно ролевые |
Игры подвижные, игровые упражнения |
«Составь картинку» «Что у человека по два» «Вершки-корешки» «Из чего салат?» «Вершки-корешки» «Что из чего?» «У кого кто?» «Кто чем питается?» «Похож – не похож» «Скажи ласково» «Где спрятался звук «с» «Помоги Солнышку» «Ласковые слова» «Четвертый лишний» «Кем быть» «Кому нужны эти вещи?» «Расскажи о профессии военного» «Какая мама?» «Назови детёныша» «Назовите предметы, которые понадобятся для умывания» «Умывайся правильно» «Связующая нить» «Собери из частей целое» |
«Дочки – матери» «Овощной магазин» «Как зайчонок маму искал» «Шофёры» |
Физминутки: «Мы капусту рубим» «Зайцы скачут» «Солнышко» «Засолка капусты» «Едем, едем на машине» Подвижные игры: «Мышеловка» «Замри» «Куклы» «Солнечные зайчики» «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» «Что изменилось? » «Самолёт» «Акула» «Ровным кругом» «Светофор» «Небо, море, земля, рельсы» «Горелки» |
Наглядный материал
Картины, картинки, силуэтные фигурки, муляжи. |
Модели, сигнальные карточки. |
Литература для детей |
1.Демонстрационные картинки: «Времена года» «Животные» «Птицы» «Сбор урожая на огороде» «Овощи» «Фрукты, ягоды» «Как устроен человек» Картинки с изображением различных родов войск. «Транспорт» Иллюстрации «День Победы» «Насекомые» 2.Картины: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Насекомые в лесу». 3. Муляжи овощей и фруктов. |
1.Алгоритм для составления описательного рассказа. 2. Картинки – матрицы для составления рассказов. 3. Светофоры. |
Русские народные сказки: «Теремок», «Гуси – лебеди», «Жихарка», «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой» и др. Стихотворения: Барто А.Л., Благинина Е., Александрова З. и др. Рассказы: Зощенко М., Чарушин Е., Толстой Л. и др. Сказки: Чуковский К.И., Жуковский В., Одоевский В., Пушкин А.С. и др. |
Аудио – видео пособия
Аудиозаписи: Шаинский В.- Пляцковский М. «Улыбка» ; Шаинский В.- Непомнящая Д. «Песня мамонтенка» о маме; Тухманов Д.- Энтин Ю. «Храбрый зайчик»; ВИА «Мастерок» «Все сбывается на свете»; голоса животных и птиц; Михалков С. «Песенка друзей»; звукозапись «Военные звуки».
Мультимедийные презентации
Педагогический мониторинг
Педагогический мониторинг проводится 2 раза в год (вводный в сентябре, итоговый в мае).
Диагностика освоения содержания Программы
воспитанниками МКОУ Болчаровской СОШ «дошкольная группа» «Капелька» 4–5 лет за 2024/2025 учебный год.
Образовательные области «Речевое развитие»
№ |
Ф. И. ребенка |
Речевое развитие |
||||||||||||||
п/п |
||||||||||||||||
Активно сопровож-дает речью игровые и бытовые действия. |
Понимает и употребляет слова-антонимы, умеет образовывать |
Рассказывает о содержании сюжетной картинки, с помощью |
Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть |
Рассматривает иллюстриро-ванные издания детских книг, проявляет интерес к ним |
Драматизирует, ин-сценирует |
|||||||||||
нг |
кг |
нг |
кг |
нг |
кг |
нг |
кг |
нг |
кг |
нг |
кг |
нг |
кг |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
|
1 |
Способы проверки усвоения программы
Оценка уровня развития:
От 3,4 - 4 балла – деятельность на высоком уровне
От 2,4 – 3,4 – деятельность на оптимальном уровне
От 1,3 – 2,3 - деятельность на среднем уровне
От 1,2 и ниже – деятельность на низком уровне
Речевые задачи:
- Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;
- составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;
- выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;
- выявить умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.
Серия заданий (развитие связной речи)
Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.
I Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют?
1.Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла; Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть.
2. рассказывает по вопросам педагога.
3. называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
II Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?
- Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют.
- перечисляет признаки (красный, резиновый).
- называет отдельные слова.
III Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ.
- Ребенок составляет описание (рассказ).
- перечисляет качества и действия.
- называет 2—3 слова.
IV Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».
- Составляет рассказ самостоятельно.
- рассказывает с помощью взрослого.
- отвечает на вопросы односложно.
V Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки и предлагает пересказать.
- Ребенок пересказывает самостоятельно.
- пересказывает с подсказыванием слов взрослым.
- говорит отдельные слова.
Диагностика проводится в начале и в конце учебного года.
Учебный план
№ |
Наименование групп |
Количество часов в неделю, в месяц, в год |
Количество обучающихся |
Возраст обучающихся |
Продолжительность занятия |
||
1 |
средняя группа |
1 |
4 |
32 |
13 |
4-5 |
20 мин. |
Учебно – тематический план
№ |
Наименование разделов |
Общее кол-во учебных часов, в том числе |
|
теоретических |
практических |
||
1. |
Описание предмета |
7 |
|
2. |
Составление рассказа |
12 |
|
3. |
Пересказ |
3 |
|
4 |
Формирование навыков диалогической речи. |
8 |
|
5 |
Разучивание стихотворения |
2 |
|
Итого: |
|||
32 |
Тематическое планирование
№ |
разделы |
темы |
содержание |
часы |
1 |
Формирование навыков диалогической речи. |
«Здравствуй осень» |
Побуждать детей отвечать на вопросы простыми полными ответами, задавать вопросы и слушать ответы товарищей, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая друг друга. |
1 |
2 |
Составление рассказа |
«Зайчик в гостях у детей» |
Побуждать детей к составлению описательного рассказа, при описании животных, называть их характерные особенности и признаки, действия, связывать между собой предложения. |
1 |
3 |
Составление рассказа |
Рассказывание по картине «Кошка с котятами» |
Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа, а также короткого рассказа на основе личного опыта. |
1 |
4 |
Формирование навыков диалогической речи. |
«Дары осени» |
Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом. |
1 |
5 |
Составление рассказа |
«Я - человек» |
Продолжать побуждать детей к составлению описательного рассказа о человеке, его частях тела, отличии друг от друга. |
1 |
6 |
Формирование навыков диалогической речи. |
Формирование навыков диалогической речи. |
Развивать диалогическую речь, побуждать самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. |
1 |
7 |
Пересказ |
Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» |
Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей |
1 |
8 |
Формирование навыков диалогической речи. |
«Нас приручил человек» |
Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать на вопросы; формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих детёнышей животных в именительном и винительном падежах (жеребята, котята, щенята и др.) |
1 |
9 |
Составление рассказа |
«Моя малая Родина» |
Побуждать детей к составлению небольшого связного рассказа о своём селе, опираясь на вопросы педагога и личные знания. |
1 |
10 |
Составление рассказа |
Рассказывание по картине |
Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине. Формировать умение правильно образовывать формы имён существительных в родительном падеже. |
1 |
11 |
Формирование навыков диалогической речи. |
«Вежливые слова» |
Продолжать развивать диалогическую речь. |
1 |
12 |
Разучивание стихотворения |
Разучивание стихотворения |
Формировать умение выразительно читать стихотворение, передавая его настроение. |
1 |
13 |
Описание предмета |
Описание предметов по их признакам |
Формировать умение описывать предмет, не называя его. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголов) и качества предметов (прилагательных). |
1 |
14 |
Описание предмета |
Описание и сравнение игрушек (кукол) |
Формировать умение описывать и сравнивать кукол, правильно называя наиболее характерные признаки; высказываться законченными предложениями. |
1 |
15 |
Пересказ |
Пересказ сказки |
Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц. |
1 |
16 |
Составление рассказа |
«Моя любимая игрушка» |
Развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием игрушки при этом чётко называть её признаки, действия. |
1 |
17 |
Составление рассказа |
«Как зайчонок нашёл маму» |
Формировать умение составлять коллективный повествовательный рассказ; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом. |
1 |
18 |
Описание предмета |
Описание предметов по картинкам |
Продолжать формировать умение описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки; чётко и правильно произносить звук «щ», слышать этот звук в словах, выделять его. |
1 |
19 |
Формирование навыков диалогической речи. |
«В мире профессий» |
Продолжать развивать умение вести диалог, отвечать на вопросы педагога полными предложениями. |
1 |
20 |
Описание предмета |
Описание предметных картинок |
Продолжать формировать умение отвечать на вопросы связно двумя-тремя предложениями, называя предмет, его признаки и действия. |
1 |
21 |
Составление рассказа |
«День защитников Отечества» |
Развитие речи через единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления. |
1 |
22 |
Составление рассказа |
Составление описательного рассказа «Моя мама» |
Продолжать развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа. |
1 |
23 |
Пересказ |
Пересказ сказки |
Продолжать побуждать детей к пересказыванию сказки; развивать монологическую речь, ориентируясь на картинный план. |
1 |
24 |
Описание предмета |
Составление описаний персонажей "Теремок" |
Учить составлять описание предметов. Учить подбирать нужные по смыслу слова. Закреплять усвоение обобщающих понятий. |
1 |
25 |
Формирование навыков диалогической речи. |
«Уроки Мойдодыра» |
Совершенствовать диалогическую речь. |
1 |
26 |
Описание предмета |
Описание предметов и игрушек |
Продолжать формировать умение описывать предметы, игрушки; формировать чёткое и правильное произношение звука «л» (ль) |
1 |
27 |
Составление рассказа |
Составление рассказа по картине |
Формировать умение создавать картину и рассказывать о ее содержании. |
1 |
28 |
Описание предмета |
Закрепление обобщающих понятий |
Продолжать формировать умение описывать предметы, подбирая нужные по смыслу слова; формировать чёткое и правильное произношение звука «р» (рь) |
1 |
29 |
Составление рассказа |
«В мире транспорта» |
Совершенствовать навыки описательного рассказа. |
1 |
30 |
Разучивание стихотворения |
«День Победы!» |
Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы». |
1 |
31 |
Формирование навыков диалогической речи. |
«Семья» |
Продолжать формировать умение вести диалог; формировать представления о семье и её членах. |
1 |
32 |
Составление рассказа |
«В гостях у Мухи – Цокотухи» |
Совершенствовать навыки ведения диалога, умение составлять описательный рассказ. |
1 |
Календарно-тематическое планирование творческой мастерской «Речевичок»
I квартал |
II квартал |
III квартал |
|||||||
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
|
I неделя |
Z |
Рассказывание по картине «Кошка с котятами» |
Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» |
«Вежливые слова» |
Z |
Описание предметов по картинкам |
Составление описательного рассказа «Моя мама» |
Описание предметов и игрушек |
«День Победы!» |
Пнеделя |
Z |
«Дары осени» |
«Нас приручил человек» |
Разучивание стихотворения |
Пересказ сказки |
«В мире профессий» |
Пересказ сказки |
Составление рассказа по картине |
«Семья» |
Шнеделя |
«Здравствуй, осень!» |
«Я - человек» |
«Моя малая Родина» |
Описание предметов по их признакам |
«Моя любимая игрушка» |
Описание предметных картинок |
Составление описаний персонажей "Теремок" |
Закрепление обобщающих понятий |
«В гостях у Мухи – Цокотухи» |
VI неделя |
«Зайчик в гостях у детей» |
Формирование навыков диалогической речи. |
Рассказывание по картине |
Описание и сравнение игрушек (кукол) |
«Как зайчонок нашёл маму» |
«День защитников Отечества» |
«Уроки Мойдодыра» |
«В мире транспорта» |
Z |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Основная образовательная программа дошкольного образования
«Вдохновение» под ред. В.К.Загвоздкина, И.Е.Федосовой М, Национальное образование 2016
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду, - М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016, 108 с.
- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. Для детей 4-5 лет. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2017, 320 с.
- Хрестоматия для средней группы. Серия «Библиотека детского сада»
- СмирноваЛ.Н. Развитие речи у детей 4-5 лет, Москва, Мозаика – Синтез, 2009, 50с.;
- Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. Москва, Сфера, 2009, 190с.;
- Ушакова О.С., Н.В. Гавриш. Знакомим с литературой детей 3-5 лет, Москва, Сфера, 2010, 145 с.;
- Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников, М, 2008,
- Ф.А. Сохин. Психолого – педагогические основы развития речи дошкольников. Москва, 2002;
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. Москва, 2001.
- Федоренко Л.П., Фомичева Г.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста
Программа занятий
МКОУ Болчаровская СОШ «дошкольная группа «Капелька»»
ПРИНЯТА Утверждаю зам.директора
педагогическим советом МКОУ Болчаровская СОШ
«дошкольная группа «Капелька»»
от « » 09 2024 г. __________
Председатель: ________ « » __________ ______
Программа дополнительного образования развитию речи
для детей 4-5 лет
«Речевичок »
Программа составлена и реализуется:
Жарковой Ириной Сергеевной
Плесовских Натальей Валерьевной
2024 г.
Паспорт программы
Авторы программы: Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Развитие речи детей 4-5 лет»
Направление образовательной деятельности: речевое
Тип программы: адаптированная
Прохождение экспертизы:
Срок реализации: 1 год
Количество часов в неделю/месяц/год: 1/4/32
Возрастная группа обучающихся: средняя группа
Ожидаемые результаты: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
Ребенок должен знать и уметь:
активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия); значительно увеличить свой словарь; подробно, с детализацией рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, действовать по собственной инициативе, как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; выполнять действия без помощи взрослых; осуществлять самоконтроль при наличии адекватной самооценки.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа творческой мастерской « Речевичок» составлена на основе программы «Развитие речи детей 4-5 лет», авторы Ушакова О.С., Струнина Е.М. и в соответствии с:
- Основной общеобразовательной программой МКОУ Болчаровской СОШ «дошкольная группа «Капелька»»
- Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
- СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26).
Цель и задачи программы:
Цель программы: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
- Задачи программы: осваивание ребёнком связной монологической речи: умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;
- развивать диалогическую речь: умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;
- развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;
- развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения;
- воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Срок реализации программы – 1 год. По данной программе занимаются воспитанники средней группы. В средней группе образовательная деятельность проводится в течение 20 минут. Содержание работы реализуется в различных формах: непроизвольная форма занятий с играми, сказками, рисованием, песнями, танцами, экскурсии, беседы, игры – путешествия. Основной формой образовательной деятельности является игра.
Возрастная группа обучающихся: средняя группа, возраст (4-5лет).
Срок реализации программы в средней группе – 1 год .
Количество часов: в неделю -1, в месяц -4, в год -32
В средней группе занятия проводятся - 20 минут.
Направление образовательной деятельности
Речевое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Актуальность программы
Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.
Целенаправленное развитие речи младших дошкольников - одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей.
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения. Так же интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная.
Игра занимает важное место в развитии речи ребенка. В процессе игры формируется не только речь, но и развивается его характер, происходит становление личности.
В связи с этим мною была разработана программа дополнительных занятий по развитию речи через использование игровых технологий.
Отличительные особенности программы:
В основе программы лежит комплексный подход, который направлен на решении разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе, на решение главной задачи — развитие связной речи.
Педагогическая целесообразность
Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее – ФОП ДО), в котором выделена образовательная область «Речевое развитие». В соответствии с ФОП ДО речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.
Новизна программы
Программа ориентирована на вступивший в силу Федеральной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого- педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в области реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активации творческой деятельности детей.
Материально-техническое обеспечение.
Основное учебное оборудование
№ |
Наименование тематических уголков в группе |
Перечень основного оборудования |
1. 2. 3. |
Театральный уголок Уголок детской художественной литературы. Уголок безопасного дорожного движения. |
Ширма. Различные виды театров: настольные, пальчиковые и др. Атрибуты и декорации к сказкам. Маски, маски-шапочки к сказкам. Литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть, рассматривания. Светофоры, дидактический материал: «Проезжая часть», «Правила поведения на дороге» и др. |
Игры по развитию речи
Игры дидактические |
Игры сюжетно ролевые |
Игры подвижные, игровые упражнения |
«Составь картинку» «Что у человека по два» «Вершки-корешки» «Из чего салат?» «Вершки-корешки» «Что из чего?» «У кого кто?» «Кто чем питается?» «Похож – не похож» «Скажи ласково» «Где спрятался звук «с» «Помоги Солнышку» «Ласковые слова» «Четвертый лишний» «Кем быть» «Кому нужны эти вещи?» «Расскажи о профессии военного» «Какая мама?» «Назови детёныша» «Назовите предметы, которые понадобятся для умывания» «Умывайся правильно» «Связующая нить» «Собери из частей целое» |
«Дочки – матери» «Овощной магазин» «Как зайчонок маму искал» «Шофёры» |
Физминутки: «Мы капусту рубим» «Зайцы скачут» «Солнышко» «Засолка капусты» «Едем, едем на машине» Подвижные игры: «Мышеловка» «Замри» «Куклы» «Солнечные зайчики» «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» «Что изменилось? » «Самолёт» «Акула» «Ровным кругом» «Светофор» «Небо, море, земля, рельсы» «Горелки» |
Наглядный материал
Картины, картинки, силуэтные фигурки, муляжи. |
Модели, сигнальные карточки. |
Литература для детей |
1.Демонстрационные картинки: «Времена года» «Животные» «Птицы» «Сбор урожая на огороде» «Овощи» «Фрукты, ягоды» «Как устроен человек» Картинки с изображением различных родов войск. «Транспорт» Иллюстрации «День Победы» «Насекомые» 2.Картины: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Насекомые в лесу». 3. Муляжи овощей и фруктов. |
1.Алгоритм для составления описательного рассказа. 2. Картинки – матрицы для составления рассказов. 3. Светофоры. |
Русские народные сказки: «Теремок», «Гуси – лебеди», «Жихарка», «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой» и др. Стихотворения: Барто А.Л., Благинина Е., Александрова З. и др. Рассказы: Зощенко М., Чарушин Е., Толстой Л. и др. Сказки: Чуковский К.И., Жуковский В., Одоевский В., Пушкин А.С. и др. |
Аудио – видео пособия
Аудиозаписи: Шаинский В.- Пляцковский М. «Улыбка» ; Шаинский В.- Непомнящая Д. «Песня мамонтенка» о маме; Тухманов Д.- Энтин Ю. «Храбрый зайчик»; ВИА «Мастерок» «Все сбывается на свете»; голоса животных и птиц; Михалков С. «Песенка друзей»; звукозапись «Военные звуки».
Мультимедийные презентации
Педагогический мониторинг
Педагогический мониторинг проводится 2 раза в год (вводный в сентябре, итоговый в мае).
Диагностика освоения содержания Программы
воспитанниками МКОУ Болчаровской СОШ «дошкольная группа» «Капелька» 4–5 лет за 2024/2025 учебный год.
Образовательные области «Речевое развитие»
№ |
Ф. И. ребенка |
Речевое развитие |
||||||||||||||
п/п |
||||||||||||||||
Активно сопровож-дает речью игровые и бытовые действия. |
Понимает и употребляет слова-антонимы, умеет образовывать |
Рассказывает о содержании сюжетной картинки, с помощью |
Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть |
Рассматривает иллюстриро-ванные издания детских книг, проявляет интерес к ним |
Драматизирует, ин-сценирует |
|||||||||||
нг |
кг |
нг |
кг |
нг |
кг |
нг |
кг |
нг |
кг |
нг |
кг |
нг |
кг |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
|
1 |
Способы проверки усвоения программы
Оценка уровня развития:
От 3,4 - 4 балла – деятельность на высоком уровне
От 2,4 – 3,4 – деятельность на оптимальном уровне
От 1,3 – 2,3 - деятельность на среднем уровне
От 1,2 и ниже – деятельность на низком уровне
Речевые задачи:
- Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;
- составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;
- выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;
- выявить умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.
Серия заданий (развитие связной речи)
Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.
I Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют?
1.Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла; Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть.
2. рассказывает по вопросам педагога.
3. называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
II Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?
- Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют.
- перечисляет признаки (красный, резиновый).
- называет отдельные слова.
III Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ.
- Ребенок составляет описание (рассказ).
- перечисляет качества и действия.
- называет 2—3 слова.
IV Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».
- Составляет рассказ самостоятельно.
- рассказывает с помощью взрослого.
- отвечает на вопросы односложно.
V Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки и предлагает пересказать.
- Ребенок пересказывает самостоятельно.
- пересказывает с подсказыванием слов взрослым.
- говорит отдельные слова.
Диагностика проводится в начале и в конце учебного года.
Учебный план
№ |
Наименование групп |
Количество часов в неделю, в месяц, в год |
Количество обучающихся |
Возраст обучающихся |
Продолжительность занятия |
||
1 |
средняя группа |
1 |
4 |
32 |
13 |
4-5 |
20 мин. |
Учебно – тематический план
№ |
Наименование разделов |
Общее кол-во учебных часов, в том числе |
|
теоретических |
практических |
||
1. |
Описание предмета |
7 |
|
2. |
Составление рассказа |
12 |
|
3. |
Пересказ |
3 |
|
4 |
Формирование навыков диалогической речи. |
8 |
|
5 |
Разучивание стихотворения |
2 |
|
Итого: |
|||
32 |
Тематическое планирование
№ |
разделы |
темы |
содержание |
часы |
1 |
Формирование навыков диалогической речи. |
«Здравствуй осень» |
Побуждать детей отвечать на вопросы простыми полными ответами, задавать вопросы и слушать ответы товарищей, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая друг друга. |
1 |
2 |
Составление рассказа |
«Зайчик в гостях у детей» |
Побуждать детей к составлению описательного рассказа, при описании животных, называть их характерные особенности и признаки, действия, связывать между собой предложения. |
1 |
3 |
Составление рассказа |
Рассказывание по картине «Кошка с котятами» |
Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа, а также короткого рассказа на основе личного опыта. |
1 |
4 |
Формирование навыков диалогической речи. |
«Дары осени» |
Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом. |
1 |
5 |
Составление рассказа |
«Я - человек» |
Продолжать побуждать детей к составлению описательного рассказа о человеке, его частях тела, отличии друг от друга. |
1 |
6 |
Формирование навыков диалогической речи. |
Формирование навыков диалогической речи. |
Развивать диалогическую речь, побуждать самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. |
1 |
7 |
Пересказ |
Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» |
Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей |
1 |
8 |
Формирование навыков диалогической речи. |
«Нас приручил человек» |
Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать на вопросы; формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих детёнышей животных в именительном и винительном падежах (жеребята, котята, щенята и др.) |
1 |
9 |
Составление рассказа |
«Моя малая Родина» |
Побуждать детей к составлению небольшого связного рассказа о своём селе, опираясь на вопросы педагога и личные знания. |
1 |
10 |
Составление рассказа |
Рассказывание по картине |
Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине. Формировать умение правильно образовывать формы имён существительных в родительном падеже. |
1 |
11 |
Формирование навыков диалогической речи. |
«Вежливые слова» |
Продолжать развивать диалогическую речь. |
1 |
12 |
Разучивание стихотворения |
Разучивание стихотворения |
Формировать умение выразительно читать стихотворение, передавая его настроение. |
1 |
13 |
Описание предмета |
Описание предметов по их признакам |
Формировать умение описывать предмет, не называя его. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголов) и качества предметов (прилагательных). |
1 |
14 |
Описание предмета |
Описание и сравнение игрушек (кукол) |
Формировать умение описывать и сравнивать кукол, правильно называя наиболее характерные признаки; высказываться законченными предложениями. |
1 |
15 |
Пересказ |
Пересказ сказки |
Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц. |
1 |
16 |
Составление рассказа |
«Моя любимая игрушка» |
Развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием игрушки при этом чётко называть её признаки, действия. |
1 |
17 |
Составление рассказа |
«Как зайчонок нашёл маму» |
Формировать умение составлять коллективный повествовательный рассказ; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом. |
1 |
18 |
Описание предмета |
Описание предметов по картинкам |
Продолжать формировать умение описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки; чётко и правильно произносить звук «щ», слышать этот звук в словах, выделять его. |
1 |
19 |
Формирование навыков диалогической речи. |
«В мире профессий» |
Продолжать развивать умение вести диалог, отвечать на вопросы педагога полными предложениями. |
1 |
20 |
Описание предмета |
Описание предметных картинок |
Продолжать формировать умение отвечать на вопросы связно двумя-тремя предложениями, называя предмет, его признаки и действия. |
1 |
21 |
Составление рассказа |
«День защитников Отечества» |
Развитие речи через единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления. |
1 |
22 |
Составление рассказа |
Составление описательного рассказа «Моя мама» |
Продолжать развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа. |
1 |
23 |
Пересказ |
Пересказ сказки |
Продолжать побуждать детей к пересказыванию сказки; развивать монологическую речь, ориентируясь на картинный план. |
1 |
24 |
Описание предмета |
Составление описаний персонажей "Теремок" |
Учить составлять описание предметов. Учить подбирать нужные по смыслу слова. Закреплять усвоение обобщающих понятий. |
1 |
25 |
Формирование навыков диалогической речи. |
«Уроки Мойдодыра» |
Совершенствовать диалогическую речь. |
1 |
26 |
Описание предмета |
Описание предметов и игрушек |
Продолжать формировать умение описывать предметы, игрушки; формировать чёткое и правильное произношение звука «л» (ль) |
1 |
27 |
Составление рассказа |
Составление рассказа по картине |
Формировать умение создавать картину и рассказывать о ее содержании. |
1 |
28 |
Описание предмета |
Закрепление обобщающих понятий |
Продолжать формировать умение описывать предметы, подбирая нужные по смыслу слова; формировать чёткое и правильное произношение звука «р» (рь) |
1 |
29 |
Составление рассказа |
«В мире транспорта» |
Совершенствовать навыки описательного рассказа. |
1 |
30 |
Разучивание стихотворения |
«День Победы!» |
Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Белозерова Т. «Праздник Победы». |
1 |
31 |
Формирование навыков диалогической речи. |
«Семья» |
Продолжать формировать умение вести диалог; формировать представления о семье и её членах. |
1 |
32 |
Составление рассказа |
«В гостях у Мухи – Цокотухи» |
Совершенствовать навыки ведения диалога, умение составлять описательный рассказ. |
1 |
Календарно-тематическое планирование творческой мастерской «Речевичок»
I квартал |
II квартал |
III квартал |
|||||||
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
|
I неделя |
Z |
Рассказывание по картине «Кошка с котятами» |
Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» |
«Вежливые слова» |
Z |
Описание предметов по картинкам |
Составление описательного рассказа «Моя мама» |
Описание предметов и игрушек |
«День Победы!» |
Пнеделя |
Z |
«Дары осени» |
«Нас приручил человек» |
Разучивание стихотворения |
Пересказ сказки |
«В мире профессий» |
Пересказ сказки |
Составление рассказа по картине |
«Семья» |
Шнеделя |
«Здравствуй, осень!» |
«Я - человек» |
«Моя малая Родина» |
Описание предметов по их признакам |
«Моя любимая игрушка» |
Описание предметных картинок |
Составление описаний персонажей "Теремок" |
Закрепление обобщающих понятий |
«В гостях у Мухи – Цокотухи» |
VI неделя |
«Зайчик в гостях у детей» |
Формирование навыков диалогической речи. |
Рассказывание по картине |
Описание и сравнение игрушек (кукол) |
«Как зайчонок нашёл маму» |
«День защитников Отечества» |
«Уроки Мойдодыра» |
«В мире транспорта» |
Z |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Основная образовательная программа дошкольного образования
«Вдохновение» под ред. В.К.Загвоздкина, И.Е.Федосовой М, Национальное образование 2016
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду, - М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016, 108 с.
- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. Для детей 4-5 лет. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2017, 320 с.
- Хрестоматия для средней группы. Серия «Библиотека детского сада»
- СмирноваЛ.Н. Развитие речи у детей 4-5 лет, Москва, Мозаика – Синтез, 2009, 50с.;
- Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. Москва, Сфера, 2009, 190с.;
- Ушакова О.С., Н.В. Гавриш. Знакомим с литературой детей 3-5 лет, Москва, Сфера, 2010, 145 с.;
- Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников, М, 2008,
- Ф.А. Сохин. Психолого – педагогические основы развития речи дошкольников. Москва, 2002;
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. Москва, 2001.
- Федоренко Л.П., Фомичева Г.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»