ДОП по ФЭМП "Весёлая математика"
Программа занятий
МКОУ Болчаровская СОШ «дошкольная группа «Капелька»»
ПРИНЯТА педагогическим советом
Утверждаю зам.директора МКОУ Болчаровская СОШ
«дошкольная группа «Капелька»»
__________
от « » 09 2024 г.
Председатель: ________ « » __________ ______
Программа дополнительного образования по ФЭМП
для детей 4-5 лет
«Веселая математика »
Программа составлена и реализуется:
Жарковой Ириной Сергеевной
Плесовских Натальей Валерьевной
2024 г.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п |
Содержание |
1.1. |
Пояснительная записка |
1.2. |
Цели и задачи реализации образовательной Программы |
1.3. |
Принципы и подходы к формированию Программы |
1.4. |
Планируемые результаты освоения Программы |
2.1. |
Объем образовательной деятельности при реализации программы. |
2.2. |
Возрастные психологические особенности детей 4-5 лет |
2.3. |
Перспективный план образовательной деятельности |
3.1. |
Материально-техническое и методическое обеспечение Программы |
3.2. |
Перечень используемой литературы |
Приложение 1. Карта индивидуального развития ребёнка |
|
Приложение 2. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша (для детей средней группы) |
|
Приложение 3. Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера (для детей средней группы) |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы |
«Развивающие игры с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера» |
Направленность, классификация программы |
система творческих заданий с использованием современных развивающих игр: блоков Дьенеша, цветных палочек Дж. Кюизенера |
Срок реализации |
37 занятий |
Возраст обучающихся |
4-5 лет |
Количество обучающихся |
13 человек |
Ф.И.О. составителя программы |
Жаркова И.С, воспитатель Плесовских Н.В, воспитатель |
Год разработки |
2024 |
Цель |
создание условий для повышения уровня готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе через развитие познавательных процессов, стремления к самостоятельному познанию, логическому мышлению посредством развивающих познавательных игр |
Задачи |
Обучающие: Формировать у детей умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, обдумывать и планировать свои действия. Развивающие: Развивать у детей внимание, речь, память, логическое мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Воспитательные: Воспитывать у детей объективное отношение к себе, умение работать в группе. |
Документы, послужившие основанием для разработки программы |
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». |
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», от28.09.2020года№28.
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». |
|
Образовательные форматы |
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая. Программа рассчитана на 37 занятий Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 занятию Формы контроля: педагогическое наблюдение, устный опрос, игровые задания, самостоятельная работа. |
Требования к условиям организации образовательного процесса |
Учебно–наглядные пособия: схемы–плакаты из серии «Я познаю мир», «Формирование целостной картины мира», «Я – в мире человек». Видеотека: презентации: «Дикие и домашние животные», серия «Загадки для детей»; коллекция интерактивных игр по познавательному развитию». Дидактические пособия: картотека дидактических игр по познавательному развитию для детей 4-5лет. Технические средства обучения:
Развивающие игры:
|
Ожидаемые результаты освоения программы |
и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
|
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
В настоящее время согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования общество хочет видеть будущего школьника инициативным, любознательным и всесторонне развитым.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник - это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задач, моделировать и прогнозировать будущий процесс.
Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности. Именно в дошкольном возрасте важно развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать и обосновывать причинно-следственные связи. Необходимо заранее позаботиться о том, чтобы у дошкольника сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.
Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Одним из средств познавательного развития детей являются развивающие игры. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – развития словесно-логического мышления дошкольников.
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа представляет систему творческих заданий с использованием современных развивающих игр: блоков Дьенеша, цветных палочек Кюизенера, лабиринтов, головоломок и т.д., направленных на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста.
Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий, задач, упражнений позволит активизировать познавательную деятельность воспитанников.
Новизна программы: развивающее обучение, построение работы в соответствии конкретным педагогическим замыслом, интеграция разнообразных видов детской деятельности, творческая организация образовательной деятельности ребёнка.
Программа тесно связана с таким разделом «Познавательного развития» как «Развитие элементарных математических представлений» и позволяет углубить представления детей о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, закрепить умения и навыки в счете, вычислениях, измерениях, математической терминологии. Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача - найти путь решения - реализуется средствами игры и в игровых действиях. Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.
-
- Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: создание условий для повышения уровня готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе через развитие познавательных процессов, стремления к самостоятельному познанию, логическому мышлению посредством развивающих познавательных игр.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать у детей умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, обдумывать и планировать свои действия.
Развивающие:
- Развивать у детей внимание, речь, память, логическое мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей объективное отношение к себе, умение работать в группе, положительную мотивацию к обучению в школе.
- Принципы и подходы к формированию Программы Программа основывается на принципах: соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- обеспечивает систематичность работы по формированию положительного отношения к познавательным играм;
- в Программе прослеживается взаимосвязь с деятельностью детей по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, логикой, свободной игровой деятельностью, сотрудничеством взрослых и детей, воспитателей и родителей; реализуется деятельностный подход в образовании;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного
«минимума» материала);
- строится с учетом преемственности в обучении со ступенями дошкольного образования, а также с начальным уровнем общего образования.
-
- Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры)
- Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: художественно–эстетической, речевой, познавательной, игровой, познавательно-исследовательской деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области журналистской деятельности и тех ее областей, которые охватывает данная конкретная журналистская деятельность ребенка; дошкольник способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Уровень освоения программы – общекультурный и специализированный, предполагает удовлетворение познавательных интересов.
Уровень усвоения содержания образовательной деятельности – творческий, предполагает поиск дошкольниками действий и применение знаний, ведущих к достижению поставленной цели, а также умение ребенка подключиться к выполнению определенной творческой задачи и совместно с воспитателем и другими детьми искать способы и пути ее выполнения.
Наблюдение за деятельностью детей позволит педагогу получить информацию (Приложение 1):
- о направленности интересов каждого ребенка;
- о том, насколько самостоятельно и как долго он решает предложенную ему задачу, каким образом это делает;
- о том, какие задачи ставит сам, насколько инициативе при этом;
- об уровне развития того или иного ребенка.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
-
- Объем и реализация Программы
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей. Значимые для разработки и реализации программы характеристики - возрастные и индивидуальные особенности контингента детей средних групп.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Образовательная деятельность носит развивающий характер, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно–поисковыми задачами. Программный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями дошкольников 4-5 лет.
Реализация программы осуществляется посредством разнообразных методов обучения, основные из которых:
- словесный
- наглядный
- практический
- объяснительно – иллюстративный
- проблемно–поисковый.
Программа рассчитана на 9 месяцев обучения (37 занятий), предусматривает организацию подгрупповой и индивидуальной работы с детьми среднего дошкольного возраста (4-5лет).
Занятия проводятся с подгруппой детей до 5 человек. Режим проведения - 1 раз в неделю с сентября по май включительно. Длительность ОД – не более 20 минут (средняя группа).
-
- Возрастные психологические особенности детей средней группы (4-5 лет)
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФОП, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.
Психическое развитие ребенка в возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. 5 вещей, из-за которых вы не должны испытывать чувства стыда. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается
объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.
Роль игры: игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки- матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.
Творческие способности: средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФОП предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.
Развитие речи: в течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь. Общение со сверстниками и взрослыми. В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет.
Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Главная функция взрослых сейчас – объяснить, как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем. Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.
2.3. Перспективный план образовательной деятельности
№ |
Тема |
Задачи |
Содержание ОД |
||||
Сентябрь |
|||||||
1 |
«Скорый поезд» |
Упражнять детей в сравнении предметов по длине, называть словами результат сравнения, упражнять в счете в пределах заданного числа. Учить детей придумывать дизайн ваз для цветов разной величины; соотносить размер вазы с воображаемым цветком. |
Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера. Игра «Скорый поезд» (Приложение 1). Игра «Ваза для цветов» (Приложение 1). |
||||
Развивать его воображение. |
|||||||
2 |
«Числа 1 и 2» |
Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине). Развивать умения сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2. |
Игры с палочками Кюизенера: Игра «Сушим полотенца» (Приложение 1). Игра «Числа 1 и 2» (Приложение 1). |
||||
3 |
«Змейка» |
Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине. Закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение. |
Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера. Игра «Змейка» (Приложение 1). Игра «У кого больше» (Приложение 1). |
||||
4 |
«Разноцвет ные вагончики» |
Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»). Учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику |
Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера. Игра «Разноцветные вагончики» (Приложение 1). Игра «Столбики» (Приложение 1). |
||||
Октябрь |
|||||||
5 |
«Число 3» |
Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» Познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве. |
Игры с палочками Кюизенера: «Строительство домов» (Приложение 1). Игра «Число 3» (Приложение 1). |
||||
6 |
«Найди клад» |
Знакомство с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление. Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. |
Игры с блоками Дьенеша Сказка «В царстве блоков» (Приложение 1). Игры с блоками Дьенеша «Найди клад». (Приложение 1). |
||||
7 |
«Кладоиска тели» |
Развивать познавательную активность дошкольников, развивать интерес к поисковой деятельности, стимулировать мышление. Обобщить имеющиеся представления детей об окружающем мире, расширить границы этих представлений |
Дидактическая игра «Волшебные лабиринты». Игры с блоками Дьенеша Сказка «В царстве блоков» (Приложение 1). |
||||
8 |
«Дикие и домашние животные» |
Способствовать воспитанию познавательного интереса у детей, любознательности. Развивать память и внимание. Учить логически и нестандартно мыслить. Закрепить представления у детей о диких и домашних животных |
Игры с палочками Кюизенера: Игра «Змейка» (Приложение 1). «Строительство домов» (Приложение 1). |
||||
9 |
«Знакомств о» |
Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие сообразительности, смекалки, находчивости. Знакомство с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление. |
Дидактическая игра «Волшебные лабиринты». Игры с блоками Дьенеша Сказка «В царстве блоков» (Приложение 1). |
||||
Ноябрь |
|||||||
10 |
«Число 4» |
Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?». Познакомить детей с образованием числа 4 и соответствующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 4; упражнять в ориентировке в пространстве. |
Игры с палочками Кюизенера: «Строительство домов» (Приложение 1). Игра «Число 4» (Приложение 1). |
||||
11 |
«Я познаю мир» |
Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений. Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. |
Игры с блоками Дьенеша «Что кому». (Приложение 1). «Не ошибись» (Приложение 1) |
||||
12 |
«Узнай на ощупь» |
Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине, умение предметы угадать на ощупь. |
Игры с блоками Дьенеша Чудесный мешочек» (Приложение 1). |
||||
13 |
«Угостим гостей» |
Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». |
Игры с блоками Дьенеша «Игра с двумя обручами» (Приложение 1). |
||||
Декабрь |
|||||||
14 |
«Украсим дерево» |
Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по нескольким признакам. |
Игры с блоками Дьенеша «На свою веточку» (Приложение 1). |
||||
15 |
«Число 5» |
Учить детей моделировать предмет из пяти палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» Познакомить детей с образованием числа 5 и соответствующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 5; упражнять в ориентировке в пространстве. |
Игры с палочками Кюизенера: «Строительство домов» (Приложение 1). Игра «Число 5» (Приложение 1). |
||||
16 |
«Рассели жильцов» |
Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать. |
Игры с блоками Дьенеша «Заселим в домики» (Приложение 1). |
||||
17 |
«Дети нашего двора» |
Учить детей воспроизводить сходство модели с реальным предметом. Упражнять в счете в пределах 5, умении находить одинаковые по величине предметы. Развивать умения сравнивать предметы по высоте путем приложения, определять словом результат сравнения (выше, ниже, одинаковые по высоте). Развивать творческое воображение. |
Игры с палочками Кюизенера: Игра «Кастрюльки» (Приложение 1). Игра «Дети нашего двора» (Приложение 1). |
||||
Январь |
|||||||
18 |
«Зимушка- зима» |
Развивать мышление и логику у детей, а также скорость реакции при ответе на вопросы, обобщить представления детей о зиме. Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах. |
Игры с блоками Дьенеша: «Магазин» (Приложение 1). «Что изменилось» (Приложение 1). |
||||
19 |
«Украсим елку бусами» |
Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового счета. |
Игра с блоками Дьенеша: Игра «Украсим елку бусами» (Приложение 1). |
||||
«Что изменилось ?» |
Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление, умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства. |
Игры с блоками Дьенеша: «Сколько» (Приложение 1). Игры с блоками: «Что изменилось» |
|||||
Февраль |
|||||||
21 |
«Мир, в котором мы живем!» |
Развивать познавательную активность дошкольников, развивать интерес к поисковой деятельности, стимулировать мышление. |
Игры с блоками Дьенеша Сказка «В царстве блоков» (Приложение 1). «Сколько?» (Приложение 1). |
||||
22 |
«Волшебна я лаборатори я» |
Создать условия для повышения уровня познавательной активности детей, развивать аналитические навыки, стимулировать мышление. Развивать умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. |
Игры с блоками Дьенеша «Найди клад». (Приложение1, 2вариант). «Этажи» (Приложение 1) |
||||
23 |
«Сколько?» |
Развивать умения классифицировать блоки по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру; развивать умение задавать вопросы и умение выделять свойства |
Игры с блоками Дьенеша: «Хоровод» (Приложение 1). «Сколько?» (Приложение 1). |
||||
24 |
«Что было, если бы...?» |
Упражнять детей в классификации предметов. Развивать умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку. |
Игры с блоками Дьенеша: «Второй ряд» (Приложение 1). «Сколько?» (Приложение 1). |
||||
Март |
|||||||
25 |
«Хоровод» |
Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку. Доставить детям радость и удовольствие |
Игры с блоками Дьенеша: Дидактическая игра «Хоровод» (Приложение 1). |
||||
26 |
«Художник и» |
Развивать умения анализировать форму предметов, умения сравнивать по их свойствам, художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения композиции). |
Дидактическая игра «Художники». (Приложение 1). «Сколько?» (Приложение 1). |
||||
27 |
«Вечер головоломо к» |
Развивать у детей логическое мышление, зрительное и пространственное воображение, внимание. |
Дидактическая игра «Хоровод» (Приложение 1). «Второй ряд». (Приложение 1). |
||||
28 |
«Магазин» |
Учить классифицировать блоки по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру. Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор |
Дидактическая игра «Хоровод» (Приложение 1). Дидактическая игра «Магазин» (Приложение 1) |
||||
Апрель |
|||||||
29 |
«По страницам любимых сказок» |
Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память. Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. |
Игры с блоками Дьенеша: Дидактическая игра «Помоги сказочному герою» (Приложение 1). «Что изменилось» |
||||
30 |
«Помоги сказочному герою» |
Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку. Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание и память |
Игры с блоками: «Цепочка» (Приложение 1). «Помоги сказочному герою» (Приложение 1). |
||||
31 |
«Печенье» |
Закреплять знания о блоках и их свойствах, развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление. Упражнять детей в измерении с помощью условной меры. Учить определять, что больше – часть или целое; показать одну четвертую и целое |
Игра с блоками Дьенеша: Игра - Сказка «В царстве блоков» (Приложение 1). Игра с палочками Кюизенера Игра «Печенье» (Приложение 1) |
||||
32 |
«Космичес кая лаборатори я» |
Упражнять детей в сравнении предметов по длине, называть словами результат сравнения, упражнять в счете в пределах заданного числа. Учить детей придумывать дизайн ваз для цветов разной величины; соотносить размер вазы с воображаемым цветком. Развивать его воображение. |
Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера: Игра «Скорый поезд» (Приложение 1). Игра «Ваза для цветов» (Приложение 1). |
||||
33 |
«Наши традиции» |
Учить детей измерять предмет с помощью условной мерки, моделировать предметы в ограниченном пространстве. Ориентироваться в пространстве. Закреплять умения детей придумывать дизайн ваз для цветов разной величины; соотносить размер вазы с воображаемым цветком. |
Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера: Игра «Телевизор» (Приложение 1). Игра «Ваза для цветов» (Приложение 1). |
||||
Май |
|||||||
34 |
«Ваза для цветов» |
Учить детей находить в изображаемой конструкции определенное сходство с выбранным цветком (в строении, пропорциях частей). Упражнять детей в сравнении предметов по длине, называть словами результат сравнения, упражнять в счете в пределах заданного числа. |
Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера: Игра «Твой любимый цветок» (Приложение 1). Игра «Скорый поезд» (Приложение 1). |
||||
35 |
«На острове сокровищ» |
Создать условия для развития у детей внимания, памяти, мышления, аналитических навыков, навыков решения проблемных ситуаций, развивать у детей инициативность и самостоятельность. Учить детей измерять предмет с помощью условной мерки, находить соответствие цвета с числом, упражнять в счете. |
Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера: Игра «Кораблик» (Приложение 1). Игра «Скорый поезд» (Приложение 1). |
||||
36 |
«В царстве блоков» |
Закреплять знания о блоках их свойствах, развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление. |
Игра с блоками Дьенеша: «В царстве блоков» (Приложение 1). Дидактическая игра с блоками Дьенеша по замыслу |
||||
37 |
«Вечер придуман- н ых игр» |
Создать условия для развития у детей самостоятельности, инициативности, познавательной активность, желание заниматься интеллектуальным трудом. |
Игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера по замыслу детей. |
||||
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
-
- Материально-техническое и методическое обеспечение Программы
Учебно – наглядные пособия:
Схемы–плакаты из серии «Я познаю мир», «Формирование целостной картины мира», «Я – в мире человек».
Методические разработки: сценарии викторин, квест-игр, интеллектуальных игр- соревнований, игр-экспериментов, тематических вечеров, интерактивные игры.
Видеотека: презентации: «Дикие и домашние животные», серия «Загадки для детей»; коллекция интерактивных игр по познавательному развитию», аудиозаписи для игры «Угадай мелодию».
Дидактические пособия: картотека дидактических игр по познавательному развитию для детей 4-5лет.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- мультимедийный экран.
Развивающие игры:
- логические блоки Дьенеша (ЛБД) - 10;
- цветные палочки Дж. Кюизенера - 10;
- головоломки и пр.
- Перечень используемой литературы
- Финкельштейн, Б.Б. Игры с цветными счетными палочками Кюизенера «На золотом крыльце…» [Текст] / Б.Б. Финкельштейн. - СПб.: ООО «Корвет», 2013. - 46 с.: ил.;
- Финкельштейн, Б.Б. «Страна блоков и палочек» [Текст] / Б.Б. Финкельштейн. - СПб.: ООО «Корвет», 2013. - 24 с.: ил.;
- Финкельштейн, Б.Б. Палочки Кюизенера, блоки Дьенеша «Вместе весело играть» [Текст] / Б.Б. Финкельштейн. - СПб.: ООО «Корвет», 2015. - 12 с.: ил.
- Никитин, Б.П. Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин.- Изд.: «Просвещение», 1994. - 160 с.: ил.;
- Бондаренко, Т.М. «Развивающие игры в ДОУ» [Текст] / Т.М. Бондаренко. - Изд.: Воронеж, 2009 г. - 192 с.;
- Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] / З.А. Михайлова. - М.: Просвещение, 1990. - 94 с.;
- Михайлова, З.А. «Предматематические игры для детей дошкольного возраста» [Текст] / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина. - Изд.: Детство-Пресс, 2011 г. - 80 с.: ил.;
- Никитин, Б.П. Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин.- Изд.: «Просвещение», 1994. - 160 с.: ил.;
- Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. - СПб.: Детство – Пресс, 2004. - 79 с.: ил.;
- Смоленцова, А.А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей [Текст] / А.А. Смоленцова, О.В. Суворова. - СПб.: Детство – Пресс: 2010. - 112 с.
- Перечень используемой литературы
Приложение 1
Диагностика освоения содержания Программы
воспитанниками МКОУ Болчаровской СОШ средняя группа 4–5 лет за 2024/2025 учебный год.
«Развивающие игры с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»
Блок 1. Формирование уровня готовности детей младшего дошкольного возраста к обучению в школе
№ |
ФИ ребенка |
Умеет внимательно слушать. Понимает и выполняет инструкции взрослогог |
Принимает игровую задачу. Проявляет интерес к деятельности |
Умеет анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать |
Умеет задавать вопросы и отвечать на них. Использует речь в процессе игры |
Умеет эмоционально положительно относиться к взаимодействию со сверстниками работая в паре, группе |
Способен обдумывать и планировать свои действия. Контролирует результат |
Готов прикладывать волевые усилия. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности |
Достижения ребёнка |
||||||||
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
||
1 |
Зяблов Женя |
||||||||||||||||
2 |
Кобылин Алеша |
||||||||||||||||
3 |
Косякова Алеся |
||||||||||||||||
4 |
Котелович Ярослав |
||||||||||||||||
5 |
Овчинникова Лера |
||||||||||||||||
6 |
Петросян Каролина |
||||||||||||||||
7 |
Сорокина Даша |
||||||||||||||||
8 |
Стрыгин Миша |
||||||||||||||||
9 |
Черемисина Ксюша |
||||||||||||||||
10 |
Черемных Лев |
||||||||||||||||
11 |
Шулинина Тася |
Диагностика освоения содержания Программы
воспитанниками МКОУ Болчаровской СОШ средняя группа 4–5 лет за 2024/2025 учебный год.
«Развивающие игры с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»
Блок 2. Формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве
№ |
ФИ ребенка |
При обследовании предметов выделяет и называет цвет, форму, величину |
Различает и называет параметры величины (длина, ширина, высота) Обозначает словами результат сравнения (выше-ниже, шире-уже, больше-меньше) |
Строит разнообразные постройки, используя объемные и плоскостные палочки, блоки) |
Конструирует по образцу. Преобразует конструкции по заданию взрослого. |
Определяет положение предметов в пространстве относительно себя (Вверху-внизу, сзади-спереди и др.) |
Ориентируется на плоскости. Умеет работать с условной меркой. «Читает» карточки с символами свойств предмета. |
Достижения ребёнка |
|||||||
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
||
1 |
Зяблов Женя |
||||||||||||||
2 |
Кобылин Алеша |
||||||||||||||
3 |
Косякова Алеся |
||||||||||||||
4 |
Котелович Ярослав |
||||||||||||||
5 |
Овчинникова Лера |
||||||||||||||
6 |
Петросян Каролина |
||||||||||||||
7 |
Сорокина Даша |
||||||||||||||
8 |
Стрыгин Миша |
||||||||||||||
9 |
Черемисина Ксюша |
||||||||||||||
10 |
Черемных Лев |
||||||||||||||
11 |
Шулинина Тася |
Диагностика освоения содержания Программы
воспитанниками МКОУ Болчаровской СОШ средняя группа 4–5 лет за 2024/2025 учебный год.
«Развивающие игры с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»
Блок 3. Формирование представлений о числах, цифрах, арифметических действиях.
№ |
ФИ ребенка |
Может пересчитывать предметы и определять их количество (в пределах 5) |
Обозначает число цифрой (в пределах 5) |
Владеет порядковым и количественным счетом (в пределах 5) Правильно отвечает на вопросы: сколько, который по счету. Составляет числа из единиц (Один, еще один, еще один) |
Понимает причинно следственные связи. |
Достижения ребёнка |
|||||
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
Н.г. |
К.г. |
||
1 |
Зяблов Женя |
||||||||||
2 |
Кобылин Алеша |
||||||||||
3 |
Косякова Алеся |
||||||||||
4 |
Котелович Ярослав |
||||||||||
5 |
Овчинникова Лера |
||||||||||
6 |
Петросян Каролина |
||||||||||
7 |
Сорокина Даша |
||||||||||
8 |
Стрыгин Миша |
||||||||||
9 |
Черемисина Ксюша |
||||||||||
10 |
Черемных Лев |
||||||||||
11 |
Шулинина Тася |
Оценка уровня развития:
От 1,2 и ниже – деятельность на низком уровне
От 1,3 – 2,3 - деятельность на среднем уровне
От 2,4 – 3,4 – деятельность на оптимальном уровне
От 3,4 - 4 балла – деятельность на высоком уровне
Приложение 2
Игры с блоками Дьенеша
Сказка «В царстве блоков»
Цель: познакомить с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление.
Материал: блоки Дьенеша по одной коробке на три человека.
Ход игры: дети выбирают цвет для своего царства (желтый, синий, красный). Ведущий рассказывает сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из них своё царство. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (детям выбирают блок – большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толсты и тонкий прямоугольники). И вот однажды…»
Варианты: далее сказку можно продолжить по замыслу детей или в соответствии с темой. (Пошли в лес за грибами…, Взяли домашнего питомца… и т.п.)
В играх с блоками Дьенеша очень удобно использовать в качестве дополнительного материала карточки с символами свойств и логические кубики, представленные в дидактическом наборе «Давайте вместе поиграем».
«Найди клад»
Цель: развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.
Материал: 8 квадратных логических блоков, круги из бумаги («клады»), карточки со знаками цвета, формы, размера, толщины (для II и III вариантов).
Содержание:
- ВАРИАНТ. Перед детьми лежат 8 квадратных блоков: 4 синих (большой тонкий, маленький тонкий, большой толстый, маленький толстый) и 4 красных (большой тонкий, большой толстый, маленький тонкий, маленький толстый). Дети — кладоискатели, кружок из бумаги — клад.
Кладоискатели отворачиваются, ведущий (воспитатель) под одним из блоков прячет клад. Кладоискатели ищут его, называя различные свойства блоков. Тот, кто находит клад, забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.
Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и показывает, как вести поиск клада. Называет различные свойства блоков. Если ведущий правильно указывает свойства блока, под которым находится клад, дети должны говорить «да», если неверно
— «нет».
Например, ведущий спрашивает:
-
- Клад под синим блоком?
- Нет, — отвечают дети.
- Под желтым?
- Нет.
- Под большим?
- Нет.
- Под толстым?
- Да.
Кладоискатель проверяет. Если находит клад, забирает его себе, если нет — продолжает поиск. Выигрывает тот, кто найдет больше кладов.
При повторении игры блоки меняют по форме и цвету (желтые и красные треугольники, синие и желтые прямоугольники или синие и красные круги и т. д.), увеличивается их количество за счет присоединения фигур оставшегося цвета.
- ВАРИАНТ. У ведущего карточки-свойства. Количество блоков увеличивается до 16. В их число входят все блоки одного цвета, но разной формы, размера и толщины. Игрокам нужно угадать любые два свойства той фигуры, под которой спрятан клад. При поиске клада они указывают сразу два свойства. На каждое указанное свойство ведущий выставляет карточку с соответствующим знаком. Например:
- Под круглой большой фигурой?
- Нет.
- Под квадратной маленькой?
- Под квадратной (выкладывает карточку «квадрат»), Но не под маленькой.
- Под квадратной большой?
- Да (добавляет к ранее выставленной карточку «большой»).
Поднять блок и проверить, есть ли под ним клад, может только тот, кто правильно указал оба свойства блока.
При повторении игры следует взять блоки другого цвета.
- ВАРИАНТ. Количество блоков - 24: все одинаковые по размеру, но разные по форме, цвету и толщине или все одинаковые по толщине, но разные по форме, цвету и величине. Когда кладоискатели ищут клад, они должны указывать сразу три свойства. Ведущий подтверждает каждое угаданное свойство карточками-свойствами. Например:
- Под красным, большим, круглым?
- Под красным (выкладывает «красный цвет»), но не под большим и не под кругом.
- Под красным маленьким треугольником?
- Под красным маленьким (добавляет к выложенной карточке еще одну
«маленький»), но не под треугольником.
-
- Под красным маленьким квадратом?
- Да (выставляет еще одну карточку «квадрат»).
Тот, кто правильно назвал все три свойства, поднимает указанный блок. Найденный клад забирает себе.
Дидактическая игра «Сколько? «
Цель: развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.
Материал: логические фигуры.
Ход игры: дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов
«Сколько...». За каждый правильный вопрос фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: «Сколько больших фигур?» «Сколько красных фигур в первом ряду?» (по горизонтали), «Сколько кругов?» и т.д.
Дидактическая игра «Этажи»
Цель: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Материал: набор блоков.
Ход игры: предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).
Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета). Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.
Дидактическая игра «Художники»
Цель: развивать умение анализировать форму предметов, сравнивать их свойствам. Развивать художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения (композиции)).
Материал: «Эскизы картин» - листы большого цветного картона, дополнительные детали из картона для составления композиции картины, набор блоков.
Ход игры: детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут
«писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали)- выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки.
В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.
Дидактическая игра» Хоровод»
Цель: классификация блоков по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры: воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным.
Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.
Дидактическая игра «Второй ряд»
Цель: развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры: выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.
Дидактическая игра «Магазин»
Цель: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор.
Материал: товар (карточки с изображением предметов) Логические фигуры.
Ход игры: дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)
Дидактическая игра «Что изменилось»
Цель: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Материал: набор блоков Дьенеша.
Ход игры: перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
Дидактическая игра «Цепочка»
Цель: развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры: от произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:
- Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
- Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);
- Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;
- Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
Дидактическая игра «Найди меня»
Цель: развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код.
Материал: набор блоков, 3 экземпляра кодовых карточек (2 – с обычным кодом, 1 – с кодом отрицания).
Ход игры: дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру.
Возможно использовать слова:
«Блоки, блоки разные, желтые, синие и красные, Всем нам они знакомые, Найдите меня!»
Дидактическая игра «Помоги сказочному герою»
Цель: упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание и память.
Задание:
- Разделите фигуры между сказочными героями так, чтобы:
- У Буратино оказались все синие квадраты;
- Чтобы Карандашу достались все желтые;
- Чтобы Незнайке достались все желтые и большие
Подвижная игра «Кошки-мышки»
Цель: развивать умение «читать» карточки с символами свойств, выявлять необходимые свойства, стимулировать двигательную активность детей.
Материалы: жетоны на тесемках с символами свойств для Кота и Мышей.
Ход игры: дети (4-9 человек) выбирают жетоны для мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине кот «Васька» (его можно выбрать, используя считалки В.Левина). Рядом с ним жетоны для кота.
Хоровод движется со словами:
-Мыши водят хоровод, На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот И разгонит хоровод.
На последнем слове кот быстро надевает один из жетонов и поворачивается к «мышам». Чтобы они увидели его. Жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» кот будет довить. Остальные мышам кот не страшен, они могут веселиться, дразнить Ваську. Пойманная мышь становится «котом» и игра продолжается.
Примечание: в качестве жетонов можно использовать карточки с символами свойств.
Уровни сложности: начинать игру следует с самого простого свойства цвета, затем усложнять, изменяя свойства и комбинируя их. Например: кот ловит красных и круглых мышей.
Высокий уровень сложности - наличие логического отрицания.
Дидактические игры по познавательному развитию
«Что кому»
Цель: учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.
Игровое правило: Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.
Ход игры: На столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий - игрушки.
Ребенок берет предмет и называет его, остальные дети называют кому что нужно для работы (молоток - он нужен столяру, плотнику).
Если есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти.
Усложнение: дети делятся на команды: одна называет орудия труда, а другая – профессии.
«Не ошибись»
Цель: уточнять, закреплять знания детей о разных видах спорта; воспитывать желание заниматься спортом, развивать находчивость, сообразительность, внимание.
Игровое правило: выигрывает тот, кто первым сложил картинку (из шести частей) об
одном виде спорта.
Ход игры: у воспитателя карточки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. Игра проводится по типу разрезных картинок, но только разрезаны они иначе – в середине картинка со спортсменом. Надо подобрать спортсмену все необходимое для игры.
По этому принципу можно провести игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к разным профессиям.
«Где это можно купить»
Цель: закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных; учит детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям, делать несложные покупки.
Игровое правило: соотносить предметы с названием магазинов на больших карточках. Игра проводится по принципу лото
Ход игры: детям раздают маленькие картинки, каждый ребенок говорит, где в каком магазине это можно купить. Положить карточку на большую карту (магазин).
Вечер игр «Хочу все знать»:
Дидактическая игра по познавательному развитию
«Так бывает или нет?»
Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Игровое правило: кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.
Ход игры: воспитатель объясняет правила игры:
- Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.
«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали горку из снега и стали кататься с нее на санках»
Дети придумываю сами небылицы.
«Назови одним словом»
Цель: упражнять детей в классификации предметов.
Игровое правило: назвать три предмета одним словом, кто ошибается, платит фант.
Ход игры: воспитатель объясняет правила игры:
- Я назову слова, а вы назовите все одним словом:
- стол, стул, диван, кровать – мебель
- ложка, кастрюля, тарелка – посуда
- автобус, маршрутное такси, грузовой автомобиль – транспорт
- малина, клубника, черника- ягоды
- роза, ромашка, василек– цветы
«Что было, если бы…?»
Цель: обратить внимание детей на то, что вещи, «умные машины», служат человеку. Человек должен бережно относиться к ним, как к друзьям и помощникам.
Игровое правило: слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.
Ход игры: воспитатель предлагает послушать отрывок стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе»
- Почему все вещи убежали, ускакали от Федоры? (не заботилась о вещах, не ухаживала за ними).
- А теперь давайте поиграем в игру. Будем загадывать загадки об отношении к вещам. Начну я. «Что было бы, если бы дети все игрушки раскидали, разломали?
- А что было ба, если бы дети берегли игрушки, обращались бы с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали их после игры по своим местам? (ботинки не убрали на место, поставили посуду на подоконник и подул сильный ветер)
Дети сами придумывают загадки.
«Узнай по описанию»
Цель: побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.
Игровое правило: отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой.
Ход игры: воспитатель рассказывает:
- Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке круглое, гладкое, зеленое, а с одной стороны бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла, как называется» - подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала? (стрелочкой указывает на того, кто будет отвечать)
Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.
«Какое время года?»
Цель: учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Игровое правило: показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.
Ход игры: у воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?»
Приложение 3
Игры и упражнения с палочками Кюизенера
Игра «Змейка»
Цель: учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия
«один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.
Материал: цветные счетные палочки: для половины детей по 4 розовые, для остальных по 4 голубые.
Описание: дети сидят парами, напротив друг друга. У одного ребенка 4 розовые палочки, у другого 4 голубые. Воспитатель предлагает выложить на столе змейку с поднятой головой (таким образом делается акцент на то, что одна палочка должна стоять вертикально).
Вопросы:
- Какого цвета палочки?
- Сколько розовых палочек? Сколько голубых?
- Покажите пальчиком длину вашей змейки.
- Чья змейка длиннее? Чья короче?
«У кого больше»
Цель: закреплять название геометрической фигуры «треугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение.
Материал: цветные счетные палочки: для половины детей по 3 желтые, для остальных по 3 красные.
Описание: воспитатель предлагает детям выложить из палочек треугольник.
Вопросы:
- Какого цвета треугольники?
- У кого из вас треугольник большой? У кого маленький?
- Какие треугольники по величине?
- Почему получились разные треугольники?
- Посмотрите на свои фигуры и скажите, что еще может быть такой формы (косынка, колпак, елка).
«Разноцветные вагончики»
Цель: учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»).
Материал: цветные счетные палочки: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая (на каждого ребенка).
Описание: дети сидят напротив друг друга. У каждого ребенка набор палочек: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая.
Вопросы и задания:
- Сколько всего палочек на подносе?
- Отложите палочки голубого цвета в одну сторону, а желтого цвета в другую.
- Сколько палочек каждого цвета?
- Загадка: в поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. Что это? (Поезд.)
Воспитатель предлагает детям выложить из палочек поезд. Розовая палочка – паровоз, вагончики будут чередоваться: голубой – желтый и так до конца.
По окончании работы педагог уточняет:
- Чей поезд длиннее?
- Назовите по порядку цвет каждого вагона.
- Что вы можете сказать о вагончиках, сравнив их?
- Проверьте друг у друга, правильно ли чередуются вагоны по цвету.
«Телевизор»
Цель: учить детей измерять предмет с помощью условной мерки; моделировать предметы в ограниченном пространстве; ориентироваться в пространстве.
Материал: цветные счетные палочки: 1 коричневая, 2 бордовые, 2 желтые, 2 оранжевые; розовые, голубые, белые палочки; карточка.
Описание: занятие начинается словами:
Начинаем, начинаем. Передачу для ребят.
Все, кто хочет нас увидеть, К телевизору спешат.
Воспитатель предлагает детям сделать экран телевизора, одной стороной которого будет коричневая палочка.
Вопросы:
- Какой формы экран? (Прямоугольной, четырехугольной.)
- Какие стороны у экрана?
- Почему у экрана одна сторона состоит из одной палочки, а другая из нескольких? Докажите, что палочки одной длины.
Воспитатель: «Телевизор готов. Включите спортивный канал. Пусть на ваших экранах появится спортивная передача».
Дети выкладывают из палочек любую картинку, например, «Два футболиста с мячом»,
«Водное поло», «Ворота, в которые спортсмен забрасывает мяч», «Соревнование пловцов» (две дорожки, по которым плывут пловцы) и т. д.
Педагог: «Представьте, что вы комментаторы. (Объясняет при необходимости значение слова.) Вы ведете спортивную передачу. Расскажите, что происходит на вашем канале. При этом обязательно используйте слова: слева, справа, сбоку, впереди, в середине».
В конце занятия называют лучшего спортивного комментатора.
«Столбики»
Цель: учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой
«выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику.
Материал: цветные счетные палочки: красные и голубые; карточка.
Описание: педагог предлагает каждому ребенку взять две палочки разных цветов и сравнить их по высоте (палочки могут быть расположены вертикально или горизонтально).
Задания:
- Покажите пальчиком высоту каждой палочки снизу- вверх.
- Поставьте сначала высокий столбик, потом тот, который пониже.
- С какой стороны стоит высокий столбик? А с какой стороны стоит низкий?
Воспитатель предлагает детям выложить забор из палочек и рассказать, как они расположены («рядом», «одна к другой», «по очереди: высокая, низкая»).
«Журавушка»
Цель: учить детей моделировать предмет из заданного количества деталей; определять направление движения, называть и видеть пары предметов в изображаемом предмете. Упражнять в счете. Развивать глазомер.
Материал: цветные счетные палочки: 2 розовые, 2 черные, 2 синие, 2 бордовые, 4
красные, 1 голубая, 6 белых.
Описание: педагог читает детям стихотворение:
«Жура, Жура, журавель…»:
Жура, Жура, журавель, Пролетая сто земель,
Крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля? Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!
Уточняет, о какой птице говорится в стихотворении, и предлагает детям выложить из палочек пролетающего журавля.
Вопросы:
- Что делает птица?
- Можно ли определить направление полета?
- Сколько всего деталей пошло на изображение птицы?
- Назовите парные детали?
- Какой формы туловище птицы? Голова? Крылья?
- Какие палочки использованы для ног? (Четыре красные или две бордовые.)
- Одинаковые ли по длине получились ноги?
- Какая нога длиннее, составленная из двух красных палочек или из одной бордовой? Докажите это.
- В какое время года прилетают птицы?
- Назовите весенние месяцы.
- Какие птицы прилетают весной?
- Назовите птиц вашего города.
«Изменение конструкции дома»
Цель: развивать способность преобразовывать заданную конструкцию; находить признаки сходства и различия. Закреплять умение измерять разными мерками.
Материал: цветные счетные палочки; карточка.
Описание: педагог предлагает детям сделать высокий дом с окошками. Затем предлагает сделать рядом длинный дом.
В зависимости от того, как ребенок воспримет инструкцию, могут быть такие варианты постройки:
- дом, в основе которого, – высота предыдущего дома;
- длинный дом, в котором несколько раз повторяется предыдущий дом;
- ребенок выбирает длину дома по своему усмотрению.
- Чем первый дом отличается от второго?
- В каком доме больше окон? Как это узнать, не считая их? (Попарно сравнить.)
- На сколько фундамент второго дома длиннее первого?
- Если фундамент второго дома длиннее, то на сколько фундамент первого дома короче?
- Какого цвета палочка фундамент первого дома и какое число она обозначает?
- Какого цвета палочка фундамент второго дома и какое число она обозначает?
- Какое число больше? Меньше? На сколько?
«Кораблик»
Цель: учить детей измерять с помощью условной мерки; находить соответствие цвета с числом; упражнять в счете, моделировании по замыслу.
Материал: цветные счетные палочки; карточка.
Предварительная работа: рассмотреть с детьми книги, иллюстрации с изображением пароходов.
Описание: предлагает детям сделать сначала один кораблик на карточке, а потом сделать другой кораблик так, чтобы он отличался от первого.
Вопросы:
- Какого цвета палочки?
- Какое число обозначает этот цвет?
- У какого парохода мачта выше? Как это можно узнать?
- На какой кораблик пошло больше палочек?
- Можно ли узнать, в какую сторону плывет кораблик? Если можно, то как?
- Чем один кораблик отличается от другого? Работа парами
- Найдите различия между вашими корабликами.
- Что можно сказать про мачты на ваших корабликах?
«Твой любимый цветок»
Цель: учить детей находить в изображаемой конструкции определенное сходство с выбранным цветком (в строении, пропорциях частей); сравнивать предметы по длине. Упражнять в счете; умении отсчитывать меньшее количество из большего.
Материал: цветные счетные палочки; карточка.
Предварительная работа: рассмотреть с детьми иллюстрации, открытки, на которых изображены цветы. Можно устроить выставку репродукций картин или, в зависимости от времени года, выставку цветов.
Описание: педагог предлагает каждому ребенку сделать из палочек любимый цветок.
Вопросы:
- Как называется цветок?
- Сколько палочек использовано в изображении цветка?
- Какого цвета палочки пошли на цветок?
- Расскажи о своем цветке. Какой он? Кому бы ты хотел его подарить?
Например: «Мой любимый цветок – ромашка. У него длинная палочка изображает стебель, короткие синие палочки – лепестки. Они расположены слева и справа от цветоножки». Или: «Мой любимый цветок – хризантема. Головка цветка состоит из девяти палочек одной длины. Серединка у него розовая. Стебель длинный, а листья короткие, одного цвета».
Работа парами. Найдите сходство и различие между цветами.
«Мастерим стул»
Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (равные, одинаковые по длине); ориентироваться в пространстве (слева, справа, рядом).
Материал: цветные счетные палочки: 10 палочек одного цвета, карточка.
Описание: воспитатель загадывает детям загадку: Я с ножками, но не хожу,
Со спинкой, но не лежу,
Садитесь вы – я не сижу. (Стул)
Педагог говорит: «Вы отгадали загадку. Отсчитайте четыре палочки и сделайте из них стул». Спрашивает: «Какие палочки по длине?» Добивается, чтобы дети по-разному отвечали на этот вопрос. (Одинаковые, равные по длине.)
Вопросы:
- Какого цвета палочки? Какое число обозначает каждый цвет?
- Сделайте из палочек стул.
- Рядом сделайте другой такой же стул так, чтобы сидящие на стульях могли разговаривать друг с другом.
- Какого цвета второй стул?
- Какое число обозначает цвет второго стула?
- С какой стороны находится спинка у второго стула? А спинка первого стула?
Задание:
- Уберите один стул.
- Другой стул переделайте так, чтобы, посмотрев на него, можно было бы сказать, для чего он здесь необходим.
Далее педагог дает детям задание сделать другую конструкцию предмета (необычного стула), на котором можно сидеть, и объяснить, где его можно увидеть (рис. 1, цв. Вкл.).
«Скорый поезд»
Цель: упражнять детей в сравнении предметов по длине, называть словами результат сравнения, упражнять в счете в пределах заданного числа.
Материал: цветные счетные палочки: 2 голубые, 6 розовых; карточка.
Описание: дети выкладывают из палочек голубой и розовый составы, идущие в разных направлениях. (Локомотив – палочка, стоящая вертикально.)
Вопросы:
- В какую сторону едут поезда?
- Если в каждом голубом вагоне едет три пассажира, сколько всего пассажиров в голубом поезде?
- В каждом розовом вагоне едет два пассажира. Сколько всего пассажиров перевозит розовый поезд?
- Какой состав перевез больше пассажиров?
«Ваза для цветов»
Цель: учить детей придумывать дизайн ваз для цветов разной величины; соотносить размер вазы с воображаемым цветком. Развивать его воображение.
Материал: цветные счетные палочки; карточка.
Предварительная работа: организовать выставку «Вазы» (подобрать вазы для выставки, репродукции картин, журналы, книги, слайды). Акцентировать внимание на дизайнерских решениях в изображении, соотношении размеров цветов с размерами ваз.
Описание: педагог предлагает детям выложить вазу для выставки цветов из палочек. По завершении работы предлагает детям выставить работы на выставке. Каждый ребенок представляет свою вазу, рассказывает о ее форме, используя математические термины:
высокая ваза с узким горлышком, низкая ваза с широким горлышком, высокая ваза на тонкой ножке и т. д.; высказывает свои предположения о том, какие цветы красиво смотрелись бы в этой вазе.
«Кастрюльки»
Цель: учить детей воспроизводить сходство модели с реальным предметом. Упражнять в счете в пределах 5, умении находить одинаковые по величине предметы.
Материал: кастрюля. Цветные счетные палочки в пределах 5; карточка.
Описание: перед детьми настоящая кастрюля. Воспитатель предлагает им на карточке выложить кастрюлю из любых палочек. По окончании работы дети сравнивают свои кастрюльки с натурой, рассказывают, чем они отличаются, чем похожи.
Вопросы:
- Из каких палочек и какого цвета кастрюля?
- Что обозначает каждый цвет?
- Из каких палочек сделаны ручки?
- Сколько их?
Педагог предлагает детям собрать все работы на одном столе – получится магазин кастрюль.
Вопросы:
- Какие кастрюли по величине? (Широкая – узкая, высокая – низкая, большая – маленькая.)
- В какой кастрюле можно приготовить суп, кашу, компот?
- Из какой кастрюли можно накормить много людей?
- Из чего делают кастрюли?
«Дети нашего двора»
Цель: учить детей сравнивать предметы по высоте путем приложения, определять словом результат сравнения (выше, ниже, одинаковые по высоте). Развивать творческое воображение.
Материал: цветные счетные палочки в пределах 5: по 1 штуке, одна из палочек (любого цвета) в количестве 2 штук.
Описание: педагог предлагает детям поставить палочки от 1 до 5 по порядку по одной штуке. «Это дети», – говорит воспитатель.
Вопросы:
- Какого они роста?
- Кто из них самый высокий? Низкий?
- Сколько лет самому младшему? Самому старшему?
- Сколько лет ребенку в розовой одежде? В голубой?
- Сколько лет ребенку, который стоит между трехлетним и пятилетним детьми?
- В какой одежде дети, стоящие перед четырехлетним ребенком?
- Сколько лет ребенку, который стоит в сторонке?
- Поставьте его рядом с ребенком, которому столько же лет. По сколько им лет?
«Сушим полотенца»
Цель: учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине).
Материал: цветные счетные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных (на каждого ребенка).
Описание: на подносе лежат палочки трёх цветов.
Задания:
- Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета?
- Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше? (Положить палочки одного цвета под палочками другого цвета.)
- Сколько длинных (коротких) палочек? (Много, сколько – столько, поровну.)
- Положите коричневую палочку перед собой. (Показ.) Это – веревочка. Палочки желтого и красного цвета – «полотенца». Давайте повесим «полотенца» сушиться на веревочке. Сначала повесьте длинное, потом короткое, снова длинное «полотенце». Какое теперь надо вешать «полотенце»? (Короткое.) Развесьте все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем до «полотенца», называйте его цвет: желтое, красное, желтое…
Вопросы:
- Сколько желтых «полотенец»? (Много.)
- Сколько красных «полотенец»? (Много.)
- Какого цвета «полотенец» больше (меньше)? Как это можно узнать? Что нужно для этого сделать? (Приложить «полотенце» желтого цвета к «полотенцу» красного цвета.)
- Так каких «полотенец» больше (меньше)? (Поровну, одинаково, сколько желтых – столько красных.)
«Числа 1 и 2»
Цель: учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.
Материал: для воспитателя: магнитная доска; 2 белых квадрата 10x10; розовая полоска 20 х 10 см; цифры 1 и 2. Для детей: цветные счетные палочки – 3 белые и 3 розовые;
цифры 1 и 2; карточка.
Описание: педагог предлагает детям показать ему белый кубик и спрашивает: «Сколько белых кубиков вы показали? Какой цифрой можно обозначить это число?»
Воспитатель на доске выкладывает цифру 1 под белым квадратом.
Дети ставят цифру 1 под белым кубиком и повторяют: «Один кубик – цифра один!»
Воспитатель акцентирует внимание детей: «Белый кубик – это самая короткая “палочка” в нашем наборе. Чему она равна? (Одному.) Какое число она обозначает? (Один.) Покажите розовую палочку. Положите ее под белой палочкой так, чтобы с одной стороны совпадал край. Какая палочка длиннее?» (Розовая.)
Воспитатель демонстрирует этот этап работы на доске.
«Положите рядом с белым еще один белый кубик. (Демонстрирует на доске.) Давайте посчитаем, сколько белых кубиков в ряду. (Один, два, всего два кубика.) Какие палочки длиннее, одна розовая или две белые? (Равные, одинаковые по длине.) Розовая палочка обозначает число два. (Показывает и называет цифру 2, ставит ее рядом с цифрой 1.) Почему мы ставим цифру два рядом с розовой палочкой? (Потому что в ней две белые палочки.) Уберите белый кубик справа и вместо него поставьте розовую палочку. Получилась лесенка. Сколько у нее ступенек? (Одна.) Сколько рядов? (Два.) Сколько палочек во втором ряду, если считать снизу - вверх? (Одна, две.) Рядом с розовой палочкой поставьте два белых кубика».
Каждый этап работы воспитатель демонстрирует на доске.
«Что можно сказать про две белые палочки и одну розовую? (Они одной высоты.) Уберите два белых кубика. Сколько белых кубиков рядом с розовой палочкой? Какую цифру поставили под ней? (Два.) Какую палочку она обозначает? (розовую.) Дотроньтесь пальчиком до каждой палочки и посчитайте. (Один, два.) Назовите цифры по порядку».
«Строительство домов»
Цель: учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Какой по счету?»
Материал: цветные счетные палочки: 3 белые, 6 голубых, 6 красных, 4 розовые и 2 желтые; карточка.
Описание: педагог предлагает детям отсчитать 4 палочки голубого цвета и сделать из них стены, пол и потолок.
Затем просит отсчитать 2 палочки красного цвета и сделать крышу.
Вопросы и задания:
- Что получилось? (Дом.)
- С одной стороны дома постройте большой дом, с другой – маленький. С какой стороны большой дом? С какой стороны маленький дом?
- Сколько всего домов?
- Который по счету дом самый высокий? А который дом самый низкий?
- Между какими домами расположен голубой дом?
- Подберите палочку и сделайте окна в доме. По сколько окон в каждом доме?
- Сколько всего окон?
- Какие окна по величине?
«Число 3»
Цель: познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве. Материал: для воспитателя: 3 белых квадрата 10x10 см; розовая полоска 20x10 см, голубая полоска 30x10 см; цифры. Для детей: цветные счетные палочки – 4 белые, 1 розовая, 1 голубая; цифры от 1 до 3.
Описание: воспитатель дает детям задание: «Положите белый кубик, рядом справа столбиком положите розовую палочку. Возьмите столько белых кубиков, чтобы они ровно уложились в розовой палочке и положите их столбиком рядом с розовой палочкой».
Последовательность объяснения сопровождается выкладыванием демонстрационных полосок такого же цвета на доске.
- Сколько белых кубиков справа от розовых? (Две.)
- Чему равна розовая палочка, если в ней помещаются две белые? (Двум.)
- Что больше – один или два?
- Покажите пальчиком розовую палочку. Теперь покажите белую палочку. Покажите пальчиком число один и число два. Уберите две белые палочки.
- Найдите палочку, которая больше чем розовая, и покажите ее. Какого она цвета? (Голубого.)
- Как узнать, какое число она обозначает? (Надо измерить.)
Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает продемонстрировать на палочках все это.
Дети выкладывают под голубой палочкой разные способы сравнения величины (розовая и белая или три белые).
Воспитатель говорит:
- Розовая палочка обозначает число два, а голубая – число три. Положите столбиком голубую палочку рядом с розовой. Получилась лесенка.
Затем воспитатель показывает цифру 3, предлагает детям поставить цифру 3 под палочками, обозначающими число три.
- А теперь положите цифры под белой, розовой и голубой палочками.
- Назовите цифры по порядку.
- Какое число больше – один или два? На сколько два больше одного? На сколько один меньше двух? Какое число больше – два или три? На сколько два меньше трех? На сколько три больше двух.
- Что бывает по три, найдем и посчитаем на прогулке.
«Печенье»
Цель: упражнять детей в измерении с помощью условной меры. Учить определять, что больше – часть или целое; показать одну шестую и целое.
Материал: цветные счетные палочки: 2 оранжевые, 8 голубых.
Описание: педагог говорит: «Хозяйка замесила тесто и сделала из него печенье. Сделайте колбаски из оранжевых палочек. Сколько получится печенья, если на каждое пойдет вот столько? (Показывает голубую палочку.) Что для этого нужно сделать?» (Измерить.)
После выполнения задания детьми педагог уточняет, сколько получилось печенья.
Вопросы:
- Какая часть приходится на одно печенье?
- Что больше: целое или часть?
- Что меньше: часть или целое?
- Сколько частей в целом?
- Покажите одну шестую, две шестых, три шестых.
Задается провокационный вопрос: «Можно показать одну пятую?» Дети объясняют, почему ее нельзя показать.
«Кого бы вы хотели угостить этим печеньем»
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»