ДОП по развитию мелкой моторики "Ловкие пальчики"
Программа занятий
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Болчаровская СОШ
Дополнительная общеразвивающая программа
по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики»
Возраст обучающихся: 3-4 года
Срок реализации: 1 год
Составила: воспитатель
1 кв. категории Кузнецова Е.М.
Болчары, 2024
«Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию»
В.М. Бехтерев
Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Значение мелкой моторики очень велико. В. А. Сухомлинский писал: «От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.
Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает- отстает и развитие речи.
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Пояснительная записка.
Кружок «Ловкие пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы:
- игра и упражнения
- самомассаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
- рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)
Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.
На занятиях планируется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.
Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические занятия: рисование, аппликация, лепка из пластилина, конструирование.
Цели и задачи программы.
- Цель:
развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
- Задачи:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
- формирование практических умений и навыков; обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- совершенствование движений рук; развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развитие речи детей;
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- воспитывать и развивать художественный вкус; воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Ожидаемые результаты:
-
-
- Могут быстро и успешно справляются с заданиями, требующих координированных движений рук;
- выполняют задания по словесной и зрительной инструкции;
- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
- дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, мышление, воображение, речь.
-
Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики
В числе диагностических методик нами используются:
-
-
- Наблюдения
- Игровые упражнения
- Дидактические игры
-
Ф.И. ребенка |
Ребёнок может самостоятельно рассказать и показать несложную пальчиковую гимнастику. |
Кисти и пальцы рук имеют достаточную силу, подвижность и гибкость. |
Сформировано умение работы с пластилином (приёмы ощипывания, расплющивания, раскатывания и размазывания) |
Ребенок самостоятельно играет в настольные игры (мозаика, пирамидки, шнуровки и др.) |
Итог |
|||||
Н.Г. |
К.Г. |
Н.Г. |
К.Г. |
Н.Г. |
К.Г. |
Н.Г. |
К.Г. |
Н.Г. |
К.Г. |
|
Критерии оценки:
сформирован (3)
частично сформирован (2)
не сформирован (1)
Программное содержание.
Месяц |
Тема |
Цели |
Содержание |
Оборудование |
Октябрь |
1 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать координацию движений, умение соотносить движения со словами текста. 3. Продолжать учить раскрашивать с помощью штриховки, не выходя за контур. 4. Закрепить знание основных цветов. |
1. Пальчиковая гимнастика «Осень золотая под зонтом гуляет». 2. Обводка по контуру «Осенний листок». 3. Самомассаж колечками Су-Джоки. 4. Чистоговорки со звуком Б. |
Контурные изображения листьев дерева Карандаши Колечки Су-Джоки |
2 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать координацию движений, соотносить движения со словами текста. 3. Развивать тактильные ощущения. 4. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. |
1. Пальчиковая гимнастика «Капуста». 2. Упражнение «Помоги Золушке» рассортируй фасоль и горох. 3. Самомассаж пальцев грецким орехом. 4. Чистоговорки со звуком Б. |
Грецкий орех для каждого ребенка. Фасоль, горох. |
|
3 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать координацию движений, соотносить движения со словами текста. 3. Развивать тактильные ощущения. 4. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. |
1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин» 2. Шнуровка «Фрукты» 3. Самомассаж колечками Су-Джоки. 4. Чистоговорки со звуком В. |
Шнуровка «Яблоко», «Груша» Колечки Су-Джоки. |
|
4 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. 2. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев. 3. Формировать умение координировать речь и движения. 4. Развивать тактильные ощущения. 5. Воспитывать любознательность, интерес к природе. |
1. Пальчиковая гимнастика «Одуванчик». 2. «Посадили мы деревья» - игра с прищепками. 3. Самомассаж ладоней карандашами с гранями. 4. Чистоговорки со звуком В. |
Шнурки, веревки Бельевые прищепки Карандаши с гранями. |
|
Ноябрь |
1 неделя |
1. Продолжать развивать мелкую моторику. 2. Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий. 3. Развивать тактильные ощущения. 4. Закреплять умение разглаживать смятую в комок бумагу. |
1. Пальчиковая гимнастика «Котята». 2. Упражнение «Что спряталось в комочке» - разглаживание бумаги, смятой в комочки, с нарисованными на ней контурами различных игрушек. 3. Самомассаж мячиками – «ежиками» 4. Чистоговорки со звуком Г. |
¼ листа бумаги, смятой в комок, с нарисованными на ней контурами различных игрушек Резиновые мячики – «ежики». |
2 неделя |
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Развивать тактильные ощущения. |
1. Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу». 2. Игра «Конфеты к чаю» (из бумаги сминать комочки и складываем в вазочку) 3. Самомассаж ладоней карандашами с гранями. 4. Чистоговорки со звуком Г. |
Бумага ¼ листа Карандаши с гранями |
|
3 неделя |
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Учить соотносить предметы со словесным обозначением. 3. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук. 4. Стимулировать тактильные ощущения. |
1. Пальчиковая гимнастика «Капуста». 2. Упражнение «Ловкие ручки» подобрать крышечки к баночкам. 3. Самомассаж колечками Су-Джоки. 4. Чистоговорки со звуком Д. |
Резиновые ребристые мячики, Крышечки, баночки. |
|
4 неделя |
1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Учить детей сматывать нить в клубок. |
1. Пальчиковая гимнастика «Грибы». 2. «Мамины помощники» - рассортировать фасоль и горох. 3. Самомассаж мячиками – «ежиками» 4. Чистоговорки со звуком Д. |
Фасоль и горох Мячик – «ежики» |
|
Декабрь |
1 неделя |
1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Развивать тактильные ощущения. 3. Воспитывать любовь к животным. |
1. Пальчиковая гимнастика «Снежинки» 2. Игровое упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь. 3. Д/и «Животные и их детеныши». 4. Самомассаж пальчиков карандашами с гранями. 5. Чистоговорки со звуком З. |
Фигурки животных Картинки животных и их детенышей Карандаши с гранями. |
2 неделя |
1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. 2. Развивать тактильные ощущения. 3. Формировать умение координировать речь с движениями. 4. Развивать графические навыки. |
1. Пальчиковая гимнастика «Елочка». 2. Подвижная игра «Зайка» 3. Обвести по контуру снежинку. 4. Самомассаж ладоней грецким орехом. 5. Чистоговорки со звуком З. |
Контуры изображения снежинки Мячики-«ёжики» Грецкий орех. |
|
3 неделя |
1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. 2. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии. 3. Продолжать учить координировать движения с речью. |
1. Пальчиковая гимнастика «Замок». 2. «Птичьи следы на песке» - рисование на манке птичьих следов. 3. Самомассаж пальцев колечками Су-Джоки. 4. Чистоговорки со звуком К. |
Манная крупа Подносы Колечки Су-Джоки |
|
4 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. 2.Закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии. 3. Развивать тактильные ощущения. |
1. Пальчиковая гимнастика «Елочка». 2. Игра «Чудесный мешочек» определить на ощупь резиновые игрушки. 3. «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка. пластилином елочные игрушки. 4.Самомассаж рук мячиками – «ежиками». 5. Чистоговорки со звуком К. |
Резиновые игрушки Трафарет ёлки Карандаши Резиновые мячики – «ежики» |
|
Январь |
1 неделя |
Новогодние каникулы |
||
2 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать тактильные ощущения. 3. Развивать графические навыки. |
1. Пальчиковая гимнастика «Снегири» 2. Игра «У кого что?» - разглаживание бумаги, смятой в комочки, с нарисованными на ней контурами предметов для зимней прогулки. 3. Самомассаж карандашами с гранями. 4. Чистоговорки со звуком М. |
¼ листа бумаги, смятой в комочки, с нарисованными на ней контурами предметов для зимней прогулки Карандаши с гранями. |
|
3 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. размазывания на листе. 2. Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек. 3. Воспитывать самостоятельность, инициативность. |
1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком». 2. «Собери снежинку» - выкладывание узора счетными палочками. 3. Самомассаж ладоней карандашами с гранями. 4. Упражнение «Пошли пальчики гулять» ходим двумя пальцами по столу в разном темпе. 5. Чистоговорки со звуком М. |
Счётные палочки Карандаши с гранями |
|
4 неделя |
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Развивать тактильные ощущения. 3. Развивать чувство формы. 4. Воспитывать любовь, бережное отношение к своему дому. 5. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. |
1. Пальчиковая гимнастика «Строим дом». 2. «Построй дом» - выкладывание из геометрических фигур. 3. Упражнение «Ты похлопай вместе с нами» - в ладоши с разным уровнем звука и темпа. 4. Самомассаж грецким орехом. 5. Чистоговорки со звуком Н. |
Геометрические фигуры Грецкий орех |
|
Февраль |
1 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. 2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания. 3. Развивать внимание, тактильные ощущения. |
1. Пальчиковая игра «Строим в доме теремок» 2. Д/и «Дружные ребята» 3. Самомассаж колечками Су-Джоки. 4. Чистоговорки со звуком Н. |
Колечки Су-Джоки. |
2 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. 2. Тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками. 3. Упражнять в разглаживании бумаги. 4. Развивать тактильные ощущения. |
1. Пальчиковая гимнастика «Помощники». 2. «Какое настроение?» - игра на разглаживание бумаги, смятой в комочки с нарисованными на ней пиктограммами, изображающими эмоции. 3. «Мой друг» - выкладывание фигуры человека из счетных палочек. 4. Самомассаж пальцев мячиком – «ежиком» 5. Чистоговорки со звуком П. |
¼ листа бумаги, смятой в комочки с нарисованными на ней пиктограммами, изображающими эмоции Фигурки детей из картона Счетные палочки Резиновые мячики – «ежики» |
|
3 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. |
1. Пальчиковая гимнастика «Новый дом». 2. Упражнение «Собери красивый букет» шнуровка. 3. Самомассаж карандашами с гранями. 4. Чистоговорки со звуком П. |
Шнуровка, карандаши с гранями |
|
4 неделя |
1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Совершенствовать умение наносить мазки пальцами. 3. Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками. 4. Стимулировать тактильные ощущения. |
1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы». 2. Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок». 3. Самомассаж грецким орехом. 4. Чистоговорки со звуком С. |
Счётные палочки Грецкие орехи |
|
Март |
1 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками. 3. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 4. Развивать тактильные ощущения. |
1. Пальчиковая гимнастика «К нам пришла весна». 2. Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок сделать солнышко. 3. Игра «Чудесный мешочек» - деление предметов на мягкие и твердые. 4. Самомассаж карандашами с гранями. 5. Чистоговорки со звуком С. |
Красная и белая фасоль карандаши предметы различной твердости. |
2 неделя |
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Тренировать умение создавать узор по образцу. 3. Развивать тактильные ощущения. |
1. Пальчиковая гимнастика «Большая стирка» 2. Упражнение «Солнце светит ярко –ярко» - выкладывание из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого круга. 3. Упражнение «Погуляем» двумя пальцами ходить по столу в разном темпе. 4. Самомассаж ладоней колечками Су-Джоки. 5. Чистоговорки со звуком Т. |
Счетные палочки Колечки Су-Джоки. |
|
3 неделя |
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Тренировать умение создавать узор по образцу. 3. Продолжать развивать умение классифицировать предметы по размеру. 4. Развивать тактильные ощущения. |
1. Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые и дети». 2. «Продолжи ряд» - выкладывание пуговиц разного размера в соответствии с заданной последовательностью. 3. Самомассаж пальцев мячиками - «ежиками» 4. Чистоговорки со звуком Т. |
Пуговицы разного размера Резиновые мячики- «ежики» |
|
4 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать тактильные ощущения. 3. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них. |
1. Пальчиковая гимнастика «Семья». 2. Упражнение «Прятки» найди всех животных в сухом бассейне. 3. Самомассаж карандашом с гранями. 4. Чистоговорки со звуком Ф. |
Карандаши с гранями Игрушки животных |
|
Апрель |
1 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. 2. Закрепить умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания. 3. Развивать тактильные ощущения. 4. Учить работать с бумагой -разглаживать смятую в комок бумагу. 5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе. |
1. Пальчиковая гимнастика «Семья». 2. Игровое упражнение «Что у кого?» - разглаживание бумаги, смятой в комочки, с контурными рисунками различных транспортных средств. 3. Игра «Загрузи грузовик» - собирание шишек, рассыпанных по ковру. 4. Упражнение «Топай-хлопай». 5. Самомассаж пальцев колечками Су-Джоки. 6. Чистоговорки со звуком Ф. |
¼ листа бумаги с контурными рисунками различных транспортных средств Шишки Колечки Су- Джоки. |
2 неделя |
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок. 3. Развивать тактильные ощущения. 4. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета. |
1. Пальчиковая гимнастика «Весна. 2. Упражнение «Весенняя полянка» - выкладывание с помощью прищепок. 3. Шнуровка «Цветочек» 4. Самомассаж грецким орехом. 5. Чистоговорки со звуком Х. |
Прищепки Бумага Грецкий орех. |
|
3 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Развивать тактильные ощущения. 4. Воспитывать любознательность, самостоятельность. |
1. Пальчиковая гимнастика «Насекомые». 2. Игра-классификация «Что тонет, что не тонет?» 3. Собирание разрезной картинки «Кораблик». 4. Самомассаж мячиками – «ежиками». 5. Чистоговорки со звуком Х. |
Разрезная картинка Мячики – «ежики» |
|
4 неделя |
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Развивать тактильные ощущения. ленточках. 3. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе. |
1.Пальчиковая гимнастика «Бабочка». 2. Игра «Чудесный мешочек» (геометрические фигуры). 3. Лабиринт «К какому растению летит бабочка» 4. Самомассаж пальцев карандашом с гранями. 5. Чистоговорки со звуком Б. |
Геометрические фигуры Карандаши с гранями. Листы бумаги ¼ с лабиринтами |
|
Май |
1 неделя |
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Развивать тактильные ощущения. 3. Развивать чувство формы, цвета, композиции. |
1. Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки». 2. Выкладывание цветков из овалов (по контуру). бумаги, смятой в комочки. 3. Самомассаж ладоней карандашом с гранями. 4. Чистоговорки со звуком Б. |
Геометрические фигуры (овалы), карандаши с гранями |
2 неделя |
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Продолжать учить рисовать с помощью штриховки. 3. Развивать тактильные ощущения. |
1. Пальчиковая гимнастика «Паучок». 2. Штриховка «Тучка». 3. «Бабочка и цветок» - застежка. 4. Самомассаж колечками Су- Джоки 5.Чистоговорки со звуком Б. |
Лист бумаги ¼ с изображением тучки |
|
3 неделя |
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Развивать тактильные ощущения. 3. Упражнять в умении шнуровать, продевать шнурок в отверстие. 4. Развивать умение работать с прищепками. |
1. Пальчиковая гимнастика «Радуга». 2. Шнуровка «Насекомые на листочке». 3. «Лепестки» - игра с прищепками. 4. Самомассаж мячиками – ежиками. 5. Чистоговорки со звуком Б. |
Карандаши, шнуровка прищепки Резиновые мячики – ежики. |
|
4 неделя |
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Развивать фантазию, чувство прекрасного, воспитывать любовь к природе. |
1. Пальчиковая гимнастика «Лето». 2. Игра «Собери шишки для Мишки». 4. Д/и «Добавь слово» 5. Самомассаж колечками Су – Джоки. |
Шишки Колечки Су - Джоки |
Литература.
1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М., 1991
2. Дошкольное воспитание. 1983, No 3; 1988, No 9; 1998, No 9; 2000, No 5
3. Запорожец Н.А. Избранные психологические труды. 2 т, М., 1986
4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М., 1973, с. 98-108, 165-169.
5. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М., «Олма-Пресс», 2001
6. Кудрявцев В. Двигательное воображение.// Дошкольное воспитание. No 3, 1989, с. 44-49
7. Леонтьев "Проблемы развития психики" М., 1981 г., стр. 168-169.
8. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Москва-Воронеж, 2001
9. Павлова Л. Значение развития действий рук.// Дошкольное воспитание. 1984, No1
10. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма-Пресс», 2001
11. Фонарев A.M. Развитие ориентировочных реакций у детей. М., 1977
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Болчаровская СОШ
Дополнительная общеразвивающая программа
по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики»
Возраст обучающихся: 3-4 года
Срок реализации: 1 год
Составила: воспитатель
1 кв. категории Кузнецова Е.М.
Болчары, 2024
«Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию»
В.М. Бехтерев
Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Значение мелкой моторики очень велико. В. А. Сухомлинский писал: «От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.
Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает- отстает и развитие речи.
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Пояснительная записка.
Кружок «Ловкие пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы:
- игра и упражнения
- самомассаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
- рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.
Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)
Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.
На занятиях планируется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.
Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические занятия: рисование, аппликация, лепка из пластилина, конструирование.
Цели и задачи программы.
- Цель:
развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
- Задачи:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
- формирование практических умений и навыков; обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- совершенствование движений рук; развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развитие речи детей;
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- воспитывать и развивать художественный вкус; воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Ожидаемые результаты:
-
-
- Могут быстро и успешно справляются с заданиями, требующих координированных движений рук;
- выполняют задания по словесной и зрительной инструкции;
- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
- дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, мышление, воображение, речь.
-
Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики
В числе диагностических методик нами используются:
-
-
- Наблюдения
- Игровые упражнения
- Дидактические игры
-
Ф.И. ребенка |
Ребёнок может самостоятельно рассказать и показать несложную пальчиковую гимнастику. |
Кисти и пальцы рук имеют достаточную силу, подвижность и гибкость. |
Сформировано умение работы с пластилином (приёмы ощипывания, расплющивания, раскатывания и размазывания) |
Ребенок самостоятельно играет в настольные игры (мозаика, пирамидки, шнуровки и др.) |
Итог |
|||||
Н.Г. |
К.Г. |
Н.Г. |
К.Г. |
Н.Г. |
К.Г. |
Н.Г. |
К.Г. |
Н.Г. |
К.Г. |
|
Критерии оценки:
сформирован (3)
частично сформирован (2)
не сформирован (1)
Программное содержание.
Месяц |
Тема |
Цели |
Содержание |
Оборудование |
Октябрь |
1 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать координацию движений, умение соотносить движения со словами текста. 3. Продолжать учить раскрашивать с помощью штриховки, не выходя за контур. 4. Закрепить знание основных цветов. |
1. Пальчиковая гимнастика «Осень золотая под зонтом гуляет». 2. Обводка по контуру «Осенний листок». 3. Самомассаж колечками Су-Джоки. 4. Чистоговорки со звуком Б. |
Контурные изображения листьев дерева Карандаши Колечки Су-Джоки |
2 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать координацию движений, соотносить движения со словами текста. 3. Развивать тактильные ощущения. 4. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. |
1. Пальчиковая гимнастика «Капуста». 2. Упражнение «Помоги Золушке» рассортируй фасоль и горох. 3. Самомассаж пальцев грецким орехом. 4. Чистоговорки со звуком Б. |
Грецкий орех для каждого ребенка. Фасоль, горох. |
|
3 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать координацию движений, соотносить движения со словами текста. 3. Развивать тактильные ощущения. 4. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. |
1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин» 2. Шнуровка «Фрукты» 3. Самомассаж колечками Су-Джоки. 4. Чистоговорки со звуком В. |
Шнуровка «Яблоко», «Груша» Колечки Су-Джоки. |
|
4 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. 2. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев. 3. Формировать умение координировать речь и движения. 4. Развивать тактильные ощущения. 5. Воспитывать любознательность, интерес к природе. |
1. Пальчиковая гимнастика «Одуванчик». 2. «Посадили мы деревья» - игра с прищепками. 3. Самомассаж ладоней карандашами с гранями. 4. Чистоговорки со звуком В. |
Шнурки, веревки Бельевые прищепки Карандаши с гранями. |
|
Ноябрь |
1 неделя |
1. Продолжать развивать мелкую моторику. 2. Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий. 3. Развивать тактильные ощущения. 4. Закреплять умение разглаживать смятую в комок бумагу. |
1. Пальчиковая гимнастика «Котята». 2. Упражнение «Что спряталось в комочке» - разглаживание бумаги, смятой в комочки, с нарисованными на ней контурами различных игрушек. 3. Самомассаж мячиками – «ежиками» 4. Чистоговорки со звуком Г. |
¼ листа бумаги, смятой в комок, с нарисованными на ней контурами различных игрушек Резиновые мячики – «ежики». |
2 неделя |
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Развивать тактильные ощущения. |
1. Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу». 2. Игра «Конфеты к чаю» (из бумаги сминать комочки и складываем в вазочку) 3. Самомассаж ладоней карандашами с гранями. 4. Чистоговорки со звуком Г. |
Бумага ¼ листа Карандаши с гранями |
|
3 неделя |
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Учить соотносить предметы со словесным обозначением. 3. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук. 4. Стимулировать тактильные ощущения. |
1. Пальчиковая гимнастика «Капуста». 2. Упражнение «Ловкие ручки» подобрать крышечки к баночкам. 3. Самомассаж колечками Су-Джоки. 4. Чистоговорки со звуком Д. |
Резиновые ребристые мячики, Крышечки, баночки. |
|
4 неделя |
1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью. 3. Стимулировать тактильные ощущения. 4. Учить детей сматывать нить в клубок. |
1. Пальчиковая гимнастика «Грибы». 2. «Мамины помощники» - рассортировать фасоль и горох. 3. Самомассаж мячиками – «ежиками» 4. Чистоговорки со звуком Д. |
Фасоль и горох Мячик – «ежики» |
|
Декабрь |
1 неделя |
1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Развивать тактильные ощущения. 3. Воспитывать любовь к животным. |
1. Пальчиковая гимнастика «Снежинки» 2. Игровое упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь. 3. Д/и «Животные и их детеныши». 4. Самомассаж пальчиков карандашами с гранями. 5. Чистоговорки со звуком З. |
Фигурки животных Картинки животных и их детенышей Карандаши с гранями. |
2 неделя |
1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. 2. Развивать тактильные ощущения. 3. Формировать умение координировать речь с движениями. 4. Развивать графические навыки. |
1. Пальчиковая гимнастика «Елочка». 2. Подвижная игра «Зайка» 3. Обвести по контуру снежинку. 4. Самомассаж ладоней грецким орехом. 5. Чистоговорки со звуком З. |
Контуры изображения снежинки Мячики-«ёжики» Грецкий орех. |
|
3 неделя |
1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику. 2. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии. 3. Продолжать учить координировать движения с речью. |
1. Пальчиковая гимнастика «Замок». 2. «Птичьи следы на песке» - рисование на манке птичьих следов. 3. Самомассаж пальцев колечками Су-Джоки. 4. Чистоговорки со звуком К. |
Манная крупа Подносы Колечки Су-Джоки |
|
4 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. 2.Закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии. 3. Развивать тактильные ощущения. |
1. Пальчиковая гимнастика «Елочка». 2. Игра «Чудесный мешочек» определить на ощупь резиновые игрушки. 3. «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка. пластилином елочные игрушки. 4.Самомассаж рук мячиками – «ежиками». 5. Чистоговорки со звуком К. |
Резиновые игрушки Трафарет ёлки Карандаши Резиновые мячики – «ежики» |
|
Январь |
1 неделя |
Новогодние каникулы |
||
2 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать тактильные ощущения. 3. Развивать графические навыки. |
1. Пальчиковая гимнастика «Снегири» 2. Игра «У кого что?» - разглаживание бумаги, смятой в комочки, с нарисованными на ней контурами предметов для зимней прогулки. 3. Самомассаж карандашами с гранями. 4. Чистоговорки со звуком М. |
¼ листа бумаги, смятой в комочки, с нарисованными на ней контурами предметов для зимней прогулки Карандаши с гранями. |
|
3 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. размазывания на листе. 2. Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек. 3. Воспитывать самостоятельность, инициативность. |
1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком». 2. «Собери снежинку» - выкладывание узора счетными палочками. 3. Самомассаж ладоней карандашами с гранями. 4. Упражнение «Пошли пальчики гулять» ходим двумя пальцами по столу в разном темпе. 5. Чистоговорки со звуком М. |
Счётные палочки Карандаши с гранями |
|
4 неделя |
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Развивать тактильные ощущения. 3. Развивать чувство формы. 4. Воспитывать любовь, бережное отношение к своему дому. 5. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. |
1. Пальчиковая гимнастика «Строим дом». 2. «Построй дом» - выкладывание из геометрических фигур. 3. Упражнение «Ты похлопай вместе с нами» - в ладоши с разным уровнем звука и темпа. 4. Самомассаж грецким орехом. 5. Чистоговорки со звуком Н. |
Геометрические фигуры Грецкий орех |
|
Февраль |
1 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. 2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания. 3. Развивать внимание, тактильные ощущения. |
1. Пальчиковая игра «Строим в доме теремок» 2. Д/и «Дружные ребята» 3. Самомассаж колечками Су-Джоки. 4. Чистоговорки со звуком Н. |
Колечки Су-Джоки. |
2 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. 2. Тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками. 3. Упражнять в разглаживании бумаги. 4. Развивать тактильные ощущения. |
1. Пальчиковая гимнастика «Помощники». 2. «Какое настроение?» - игра на разглаживание бумаги, смятой в комочки с нарисованными на ней пиктограммами, изображающими эмоции. 3. «Мой друг» - выкладывание фигуры человека из счетных палочек. 4. Самомассаж пальцев мячиком – «ежиком» 5. Чистоговорки со звуком П. |
¼ листа бумаги, смятой в комочки с нарисованными на ней пиктограммами, изображающими эмоции Фигурки детей из картона Счетные палочки Резиновые мячики – «ежики» |
|
3 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. |
1. Пальчиковая гимнастика «Новый дом». 2. Упражнение «Собери красивый букет» шнуровка. 3. Самомассаж карандашами с гранями. 4. Чистоговорки со звуком П. |
Шнуровка, карандаши с гранями |
|
4 неделя |
1. Развивать мелкую моторику рук. 2. Совершенствовать умение наносить мазки пальцами. 3. Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками. 4. Стимулировать тактильные ощущения. |
1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы». 2. Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок». 3. Самомассаж грецким орехом. 4. Чистоговорки со звуком С. |
Счётные палочки Грецкие орехи |
|
Март |
1 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками. 3. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 4. Развивать тактильные ощущения. |
1. Пальчиковая гимнастика «К нам пришла весна». 2. Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок сделать солнышко. 3. Игра «Чудесный мешочек» - деление предметов на мягкие и твердые. 4. Самомассаж карандашами с гранями. 5. Чистоговорки со звуком С. |
Красная и белая фасоль карандаши предметы различной твердости. |
2 неделя |
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Тренировать умение создавать узор по образцу. 3. Развивать тактильные ощущения. |
1. Пальчиковая гимнастика «Большая стирка» 2. Упражнение «Солнце светит ярко –ярко» - выкладывание из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого круга. 3. Упражнение «Погуляем» двумя пальцами ходить по столу в разном темпе. 4. Самомассаж ладоней колечками Су-Джоки. 5. Чистоговорки со звуком Т. |
Счетные палочки Колечки Су-Джоки. |
|
3 неделя |
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Тренировать умение создавать узор по образцу. 3. Продолжать развивать умение классифицировать предметы по размеру. 4. Развивать тактильные ощущения. |
1. Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые и дети». 2. «Продолжи ряд» - выкладывание пуговиц разного размера в соответствии с заданной последовательностью. 3. Самомассаж пальцев мячиками - «ежиками» 4. Чистоговорки со звуком Т. |
Пуговицы разного размера Резиновые мячики- «ежики» |
|
4 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать тактильные ощущения. 3. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них. |
1. Пальчиковая гимнастика «Семья». 2. Упражнение «Прятки» найди всех животных в сухом бассейне. 3. Самомассаж карандашом с гранями. 4. Чистоговорки со звуком Ф. |
Карандаши с гранями Игрушки животных |
|
Апрель |
1 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. 2. Закрепить умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания. 3. Развивать тактильные ощущения. 4. Учить работать с бумагой -разглаживать смятую в комок бумагу. 5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе. |
1. Пальчиковая гимнастика «Семья». 2. Игровое упражнение «Что у кого?» - разглаживание бумаги, смятой в комочки, с контурными рисунками различных транспортных средств. 3. Игра «Загрузи грузовик» - собирание шишек, рассыпанных по ковру. 4. Упражнение «Топай-хлопай». 5. Самомассаж пальцев колечками Су-Джоки. 6. Чистоговорки со звуком Ф. |
¼ листа бумаги с контурными рисунками различных транспортных средств Шишки Колечки Су- Джоки. |
2 неделя |
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок. 3. Развивать тактильные ощущения. 4. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета. |
1. Пальчиковая гимнастика «Весна. 2. Упражнение «Весенняя полянка» - выкладывание с помощью прищепок. 3. Шнуровка «Цветочек» 4. Самомассаж грецким орехом. 5. Чистоговорки со звуком Х. |
Прищепки Бумага Грецкий орех. |
|
3 неделя |
1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Развивать тактильные ощущения. 4. Воспитывать любознательность, самостоятельность. |
1. Пальчиковая гимнастика «Насекомые». 2. Игра-классификация «Что тонет, что не тонет?» 3. Собирание разрезной картинки «Кораблик». 4. Самомассаж мячиками – «ежиками». 5. Чистоговорки со звуком Х. |
Разрезная картинка Мячики – «ежики» |
|
4 неделя |
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Развивать тактильные ощущения. ленточках. 3. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе. |
1.Пальчиковая гимнастика «Бабочка». 2. Игра «Чудесный мешочек» (геометрические фигуры). 3. Лабиринт «К какому растению летит бабочка» 4. Самомассаж пальцев карандашом с гранями. 5. Чистоговорки со звуком Б. |
Геометрические фигуры Карандаши с гранями. Листы бумаги ¼ с лабиринтами |
|
Май |
1 неделя |
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Развивать тактильные ощущения. 3. Развивать чувство формы, цвета, композиции. |
1. Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки». 2. Выкладывание цветков из овалов (по контуру). бумаги, смятой в комочки. 3. Самомассаж ладоней карандашом с гранями. 4. Чистоговорки со звуком Б. |
Геометрические фигуры (овалы), карандаши с гранями |
2 неделя |
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Продолжать учить рисовать с помощью штриховки. 3. Развивать тактильные ощущения. |
1. Пальчиковая гимнастика «Паучок». 2. Штриховка «Тучка». 3. «Бабочка и цветок» - застежка. 4. Самомассаж колечками Су- Джоки 5.Чистоговорки со звуком Б. |
Лист бумаги ¼ с изображением тучки |
|
3 неделя |
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Развивать тактильные ощущения. 3. Упражнять в умении шнуровать, продевать шнурок в отверстие. 4. Развивать умение работать с прищепками. |
1. Пальчиковая гимнастика «Радуга». 2. Шнуровка «Насекомые на листочке». 3. «Лепестки» - игра с прищепками. 4. Самомассаж мячиками – ежиками. 5. Чистоговорки со звуком Б. |
Карандаши, шнуровка прищепки Резиновые мячики – ежики. |
|
4 неделя |
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений. 2. Развивать фантазию, чувство прекрасного, воспитывать любовь к природе. |
1. Пальчиковая гимнастика «Лето». 2. Игра «Собери шишки для Мишки». 4. Д/и «Добавь слово» 5. Самомассаж колечками Су – Джоки. |
Шишки Колечки Су - Джоки |
Литература.
1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М., 1991
2. Дошкольное воспитание. 1983, No 3; 1988, No 9; 1998, No 9; 2000, No 5
3. Запорожец Н.А. Избранные психологические труды. 2 т, М., 1986
4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М., 1973, с. 98-108, 165-169.
5. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М., «Олма-Пресс», 2001
6. Кудрявцев В. Двигательное воображение.// Дошкольное воспитание. No 3, 1989, с. 44-49
7. Леонтьев "Проблемы развития психики" М., 1981 г., стр. 168-169.
8. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Москва-Воронеж, 2001
9. Павлова Л. Значение развития действий рук.// Дошкольное воспитание. 1984, No1
10. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма-Пресс», 2001
11. Фонарев A.M. Развитие ориентировочных реакций у детей. М., 1977
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»