ДОП по развитию мелкой моторики "Ловкие пальчики"

Педагогический работник Кузнецова Елена Михайловна.
Педагогический работник
Кузнецова Елена Михайловна

Программа занятий

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Болчаровская СОШ

Дополнительная общеразвивающая программа

по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики»

Возраст обучающихся: 3-4 года

Срок реализации: 1 год

Составила: воспитатель

1 кв. категории Кузнецова Е.М.

Болчары, 2024

«Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию»

В.М. Бехтерев

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Значение мелкой моторики очень велико. В. А. Сухомлинский писал: «От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.  

Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает- отстает и развитие речи.

 Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Пояснительная записка.

Кружок «Ловкие пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.

Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы:

  • игра и упражнения
  • самомассаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
  • рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.  В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)

Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.

На занятиях планируется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.

Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические занятия: рисование, аппликация, лепка из пластилина, конструирование.

Цели и задачи программы.

  1. Цель:

развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

  1. Задачи:
  • формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
  • формирование практических умений и навыков; обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
  • развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
  • совершенствование движений рук; развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
  • развитие речи детей;
  • воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
  • воспитывать и развивать художественный вкус; воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Ожидаемые результаты:

      • Могут  быстро   и   успешно  справляются  с    заданиями,  требующих координированных движений рук;
      • выполняют задания по словесной и зрительной инструкции;
      • возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
      • дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
      • у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, мышление, воображение, речь.

Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики

В числе диагностических методик нами используются:

      • Наблюдения
      • Игровые упражнения
      • Дидактические игры

Ф.И. ребенка

Ребёнок может самостоятельно рассказать и показать несложную пальчиковую гимнастику.

Кисти и пальцы рук имеют достаточную силу, подвижность и гибкость.

Сформировано умение работы с пластилином

(приёмы ощипывания, расплющивания, раскатывания и размазывания)

Ребенок самостоятельно играет в настольные игры (мозаика, пирамидки, шнуровки и др.)

Итог

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

    Критерии оценки:

сформирован (3)

частично сформирован (2)

не сформирован (1)

Программное содержание.

Месяц

Тема

Цели

Содержание

Оборудование

Октябрь

1 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать координацию

движений, умение соотносить движения со словами текста.

3. Продолжать учить раскрашивать с помощью штриховки, не выходя за контур.

4. Закрепить знание основных цветов.

1. Пальчиковая гимнастика «Осень золотая под зонтом гуляет».

2. Обводка по контуру «Осенний листок».

3. Самомассаж колечками Су-Джоки.

4. Чистоговорки со звуком Б.

Контурные изображения листьев дерева

Карандаши

Колечки Су-Джоки

2 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать координацию

движений, соотносить движения со словами текста.

3. Развивать тактильные

ощущения.

4. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1. Пальчиковая гимнастика «Капуста».

2. Упражнение «Помоги

Золушке» рассортируй фасоль и горох.

3. Самомассаж пальцев грецким орехом.

4. Чистоговорки со звуком Б.

Грецкий орех для каждого ребенка.

Фасоль, горох.

3 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать координацию

движений, соотносить движения со словами текста.

3. Развивать тактильные

ощущения.

4. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»

2. Шнуровка «Фрукты»

3. Самомассаж колечками Су-Джоки.

4. Чистоговорки со звуком В.

Шнуровка «Яблоко», «Груша»

Колечки Су-Джоки.

4 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

2. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев.

3. Формировать умение

координировать речь и движения.

4. Развивать тактильные

ощущения.

5. Воспитывать любознательность, интерес к природе.

 1. Пальчиковая гимнастика «Одуванчик».

2. «Посадили мы деревья» - игра с прищепками.

3. Самомассаж ладоней карандашами с гранями.

4. Чистоговорки со звуком В.

Шнурки, веревки

Бельевые прищепки

Карандаши с гранями.

Ноябрь

1 неделя

1. Продолжать развивать мелкую моторику.

2. Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных

длинных и коротких линий.

3. Развивать тактильные

ощущения.

4. Закреплять умение разглаживать смятую в комок бумагу.

1. Пальчиковая гимнастика «Котята».

2. Упражнение «Что спряталось в комочке» - разглаживание бумаги, смятой в комочки, с нарисованными на ней контурами различных игрушек.

3. Самомассаж мячиками – «ежиками»

4. Чистоговорки со звуком Г.

¼ листа бумаги, смятой в комок, с нарисованными на ней контурами различных игрушек

Резиновые мячики – «ежики».

2 неделя

1. Развивать мелкую моторику,

координацию движений.

2. Развивать тактильные ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».

2. Игра «Конфеты к чаю»

(из бумаги сминать комочки и складываем в вазочку)

3. Самомассаж ладоней карандашами с гранями.

 4. Чистоговорки со звуком Г.

Бумага ¼ листа

Карандаши с гранями

3 неделя

1. Развивать мелкую моторику,

координацию движений.

2. Учить соотносить предметы

со словесным обозначением.

3. Формировать произвольные,

координированные движения пальцев рук.

4. Стимулировать тактильные

ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «Капуста».

2. Упражнение «Ловкие ручки» подобрать крышечки к баночкам.

3. Самомассаж колечками Су-Джоки.

4. Чистоговорки со звуком Д.

Резиновые ребристые

мячики,

Крышечки, баночки.

4 неделя

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью.

3. Стимулировать тактильные

ощущения.

4. Учить детей сматывать нить в клубок.

1. Пальчиковая гимнастика «Грибы».

2. «Мамины помощники» - рассортировать фасоль и горох.

3. Самомассаж мячиками – «ежиками»

4. Чистоговорки со звуком Д.

Фасоль и горох

Мячик – «ежики»

Декабрь

1 неделя

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать тактильные ощущения.

3. Воспитывать любовь к животным.

1. Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

2. Игровое упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь.

3. Д/и «Животные и их детеныши».

4. Самомассаж пальчиков карандашами с гранями.

5. Чистоговорки со звуком З.

Фигурки животных

Картинки животных и их детенышей

Карандаши с гранями.

2 неделя

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

2. Развивать тактильные

ощущения.

3. Формировать умение координировать речь с движениями.

4. Развивать графические навыки.

1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».

2. Подвижная игра «Зайка»

3. Обвести по контуру снежинку.

4. Самомассаж ладоней грецким орехом.

5. Чистоговорки со звуком З.

Контуры изображения снежинки

Мячики-«ёжики»

Грецкий орех.

3 неделя

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

2. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые

горизонтальные линии.

3. Продолжать учить

координировать движения с речью.

1. Пальчиковая гимнастика «Замок».

2. «Птичьи следы на песке» - рисование на манке птичьих следов.

3. Самомассаж пальцев колечками Су-Джоки.

4. Чистоговорки со звуком К.

Манная крупа

Подносы

Колечки Су-Джоки

4 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

2.Закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии.

3. Развивать тактильные

ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».

2. Игра «Чудесный мешочек»

определить на ощупь

резиновые игрушки.

3. «В лесу родилась ёлочка» -

обводка трафарета елки,

штриховка.

пластилином елочные игрушки.

4.Самомассаж рук мячиками – «ежиками».

5. Чистоговорки со звуком К.

Резиновые игрушки

Трафарет ёлки

Карандаши

Резиновые мячики – «ежики»

Январь

1 неделя

Новогодние каникулы

2 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать тактильные

ощущения.

3. Развивать графические навыки.

1. Пальчиковая гимнастика

«Снегири»

2. Игра «У кого что?» - разглаживание бумаги, смятой в комочки, с нарисованными на ней контурами предметов для зимней прогулки.

3. Самомассаж карандашами с гранями.

4. Чистоговорки со звуком М.

¼ листа бумаги, смятой в комочки, с нарисованными на ней контурами предметов для зимней прогулки

Карандаши с гранями.

3 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

размазывания на листе.

2. Продолжать учить выкладывать изображения с

помощью счетных палочек.

3. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».

2. «Собери снежинку» - выкладывание узора счетными палочками.

3. Самомассаж ладоней карандашами с гранями.

4. Упражнение «Пошли пальчики гулять» ходим двумя пальцами по столу в разном темпе.

5. Чистоговорки со звуком М.

Счётные

палочки

Карандаши с гранями

4 неделя

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Развивать тактильные

ощущения.

3. Развивать чувство формы.

4. Воспитывать любовь,

бережное отношение к своему дому.

5. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1. Пальчиковая гимнастика  «Строим дом».

2. «Построй дом» - выкладывание из геометрических фигур.  

3. Упражнение «Ты похлопай вместе с нами» - в ладоши с разным уровнем звука и темпа.

4. Самомассаж грецким орехом.

5. Чистоговорки со звуком Н.

Геометрические фигуры

Грецкий орех

Февраль

1 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Развивать внимание, тактильные ощущения.

1. Пальчиковая игра «Строим в доме теремок»

2. Д/и «Дружные ребята»

3. Самомассаж колечками Су-Джоки.

4. Чистоговорки со звуком Н.

Колечки Су-Джоки.

2 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

2. Тренировать навык выкладывания изображения

счетными палочками.

3. Упражнять в разглаживании бумаги.

4. Развивать тактильные

ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «Помощники».

2. «Какое настроение?» - игра на разглаживание бумаги, смятой в комочки с нарисованными на ней пиктограммами, изображающими эмоции.

3. «Мой друг» - выкладывание фигуры человека из счетных палочек.

4. Самомассаж пальцев мячиком – «ежиком»

5. Чистоговорки со звуком П.

¼ листа бумаги, смятой в комочки с нарисованными на ней пиктограммами, изображающими эмоции

Фигурки детей из картона

Счетные палочки

Резиновые мячики – «ежики»

3 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным

обозначением.

1. Пальчиковая гимнастика «Новый дом».

2. Упражнение «Собери красивый букет» шнуровка.

3. Самомассаж карандашами с гранями.

4. Чистоговорки со звуком П.

Шнуровка,

карандаши с гранями

4 неделя

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Совершенствовать умение наносить мазки пальцами.

3. Отрабатывать навык выкладывания изображения

счетными палочками.

4. Стимулировать тактильные

ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы».

2. Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды»,

«Флажок».

3. Самомассаж грецким орехом.

4. Чистоговорки со звуком С.

Счётные палочки

Грецкие орехи

Март

1 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками.

3. Развивать координацию

движений, соотнесение предметов со словесным

обозначением.

4. Развивать тактильные

ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «К нам пришла весна».

2. Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок сделать солнышко.

3. Игра «Чудесный мешочек» - деление предметов на мягкие и твердые.

4. Самомассаж карандашами с гранями.

5. Чистоговорки со звуком С.

Красная и белая фасоль

карандаши

предметы различной твердости.

2 неделя

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Тренировать умение создавать узор по образцу.

3. Развивать тактильные ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «Большая стирка»

2. Упражнение «Солнце светит ярко –ярко» - выкладывание из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого круга.

3. Упражнение «Погуляем»

двумя пальцами ходить по

столу в разном темпе.

4. Самомассаж ладоней колечками Су-Джоки.

5. Чистоговорки со звуком Т.

Счетные палочки

Колечки Су-Джоки.

3 неделя

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Тренировать умение создавать узор по образцу.

3. Продолжать развивать умение классифицировать предметы по размеру.

4. Развивать тактильные ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые и дети».

2. «Продолжи ряд» - выкладывание пуговиц разного размера в соответствии с заданной последовательностью.

3. Самомассаж пальцев мячиками - «ежиками»

4. Чистоговорки со звуком Т.

Пуговицы разного размера

Резиновые мячики- «ежики»

4 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать тактильные

ощущения.

3. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.

1. Пальчиковая гимнастика

«Семья».

2. Упражнение «Прятки» найди всех животных в сухом бассейне.

3. Самомассаж карандашом с гранями.

4. Чистоговорки со звуком Ф.

Карандаши с гранями

Игрушки животных

Апрель

1 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

2. Закрепить умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания.

3. Развивать тактильные ощущения.

4. Учить работать с бумагой -разглаживать смятую в комок бумагу.

5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.

1. Пальчиковая гимнастика «Семья».

2. Игровое упражнение «Что у кого?» - разглаживание бумаги, смятой в комочки, с контурными рисунками различных транспортных средств.

3. Игра «Загрузи грузовик» - собирание шишек, рассыпанных по ковру.

4. Упражнение «Топай-хлопай».

5. Самомассаж пальцев колечками Су-Джоки.

6. Чистоговорки со звуком Ф.

¼ листа бумаги с контурными рисунками различных транспортных средств

Шишки

Колечки Су- Джоки.

2 неделя

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Учить создавать несложную

композицию с помощью прищепок.

3. Развивать тактильные

ощущения.

4. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.

1. Пальчиковая гимнастика «Весна.

2. Упражнение «Весенняя полянка» - выкладывание с помощью прищепок.

3. Шнуровка «Цветочек»

4. Самомассаж грецким орехом.

5. Чистоговорки со звуком Х.

Прищепки

Бумага

Грецкий орех.

3 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Развивать тактильные

ощущения.

4. Воспитывать любознательность, самостоятельность.

1. Пальчиковая гимнастика «Насекомые».

2. Игра-классификация «Что тонет, что не тонет?»

3. Собирание разрезной картинки «Кораблик».

4. Самомассаж мячиками – «ежиками».

5. Чистоговорки со звуком Х.

Разрезная картинка

Мячики – «ежики»

4 неделя

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Развивать тактильные

ощущения.

ленточках.

3. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе.

1.Пальчиковая гимнастика «Бабочка».

2. Игра «Чудесный мешочек»

(геометрические фигуры).

3. Лабиринт «К какому растению летит бабочка»

4. Самомассаж пальцев карандашом с гранями.

5. Чистоговорки со звуком Б.

Геометрические фигуры

Карандаши с гранями.

Листы бумаги ¼   с лабиринтами

Май

1 неделя

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Развивать тактильные

ощущения.

3. Развивать чувство

формы, цвета, композиции.

1. Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки».

2. Выкладывание цветков из овалов (по контуру).

бумаги, смятой в комочки.

3. Самомассаж ладоней карандашом с гранями.

4. Чистоговорки со звуком Б.

Геометрические фигуры (овалы),

карандаши с гранями

2 неделя

1. Развивать мелкую

моторику, координацию движений.

2. Продолжать учить рисовать с помощью штриховки.

3. Развивать тактильные

ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «Паучок».

2. Штриховка «Тучка».

3. «Бабочка и цветок» - застежка.

4. Самомассаж колечками Су- Джоки

5.Чистоговорки со звуком Б.

Лист бумаги ¼ с изображением тучки

3 неделя

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Развивать тактильные

ощущения.

3. Упражнять в умении

шнуровать, продевать шнурок в отверстие.

4. Развивать умение работать с прищепками.

1. Пальчиковая гимнастика «Радуга».

2. Шнуровка «Насекомые на листочке».

3. «Лепестки» - игра с прищепками.

4. Самомассаж мячиками – ежиками.

5. Чистоговорки со звуком Б.

Карандаши,

шнуровка

прищепки

Резиновые мячики – ежики.

4 неделя

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Развивать фантазию, чувство прекрасного, воспитывать любовь к природе.

1. Пальчиковая гимнастика «Лето».

2. Игра «Собери шишки для

Мишки».

4. Д/и «Добавь слово»

5. Самомассаж колечками Су – Джоки.

Шишки

Колечки Су - Джоки

Литература.

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М., 1991

2. Дошкольное воспитание. 1983, No 3; 1988, No 9; 1998, No 9; 2000, No 5

3. Запорожец Н.А. Избранные психологические труды. 2 т, М., 1986

4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М., 1973, с. 98-108, 165-169.

5. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М., «Олма-Пресс», 2001

6. Кудрявцев В. Двигательное воображение.// Дошкольное воспитание. No 3, 1989, с. 44-49

7. Леонтьев "Проблемы развития психики" М., 1981 г., стр. 168-169.

8. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Москва-Воронеж, 2001

9. Павлова Л. Значение развития действий рук.// Дошкольное воспитание. 1984, No1

10. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма-Пресс», 2001

11. Фонарев A.M. Развитие ориентировочных реакций у детей. М., 1977

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Болчаровская СОШ

Дополнительная общеразвивающая программа

по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики»

Возраст обучающихся: 3-4 года

Срок реализации: 1 год

Составила: воспитатель

1 кв. категории Кузнецова Е.М.

Болчары, 2024

«Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию»

В.М. Бехтерев

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Значение мелкой моторики очень велико. В. А. Сухомлинский писал: «От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.  

Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает- отстает и развитие речи.

 Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он может «рассказывать пальцами» целые истории.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Пояснительная записка.

Кружок «Ловкие пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.

Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы:

  • игра и упражнения
  • самомассаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
  • рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.  В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)

Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.

На занятиях планируется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.

Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические занятия: рисование, аппликация, лепка из пластилина, конструирование.

Цели и задачи программы.

  1. Цель:

развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

  1. Задачи:
  • формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
  • формирование практических умений и навыков; обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
  • развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
  • совершенствование движений рук; развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
  • развитие речи детей;
  • воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
  • воспитывать и развивать художественный вкус; воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Ожидаемые результаты:

      • Могут  быстро   и   успешно  справляются  с    заданиями,  требующих координированных движений рук;
      • выполняют задания по словесной и зрительной инструкции;
      • возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
      • дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
      • у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, мышление, воображение, речь.

Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики

В числе диагностических методик нами используются:

      • Наблюдения
      • Игровые упражнения
      • Дидактические игры

Ф.И. ребенка

Ребёнок может самостоятельно рассказать и показать несложную пальчиковую гимнастику.

Кисти и пальцы рук имеют достаточную силу, подвижность и гибкость.

Сформировано умение работы с пластилином

(приёмы ощипывания, расплющивания, раскатывания и размазывания)

Ребенок самостоятельно играет в настольные игры (мозаика, пирамидки, шнуровки и др.)

Итог

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

    Критерии оценки:

сформирован (3)

частично сформирован (2)

не сформирован (1)

Программное содержание.

Месяц

Тема

Цели

Содержание

Оборудование

Октябрь

1 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать координацию

движений, умение соотносить движения со словами текста.

3. Продолжать учить раскрашивать с помощью штриховки, не выходя за контур.

4. Закрепить знание основных цветов.

1. Пальчиковая гимнастика «Осень золотая под зонтом гуляет».

2. Обводка по контуру «Осенний листок».

3. Самомассаж колечками Су-Джоки.

4. Чистоговорки со звуком Б.

Контурные изображения листьев дерева

Карандаши

Колечки Су-Джоки

2 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать координацию

движений, соотносить движения со словами текста.

3. Развивать тактильные

ощущения.

4. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1. Пальчиковая гимнастика «Капуста».

2. Упражнение «Помоги

Золушке» рассортируй фасоль и горох.

3. Самомассаж пальцев грецким орехом.

4. Чистоговорки со звуком Б.

Грецкий орех для каждого ребенка.

Фасоль, горох.

3 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать координацию

движений, соотносить движения со словами текста.

3. Развивать тактильные

ощущения.

4. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»

2. Шнуровка «Фрукты»

3. Самомассаж колечками Су-Джоки.

4. Чистоговорки со звуком В.

Шнуровка «Яблоко», «Груша»

Колечки Су-Джоки.

4 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

2. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев.

3. Формировать умение

координировать речь и движения.

4. Развивать тактильные

ощущения.

5. Воспитывать любознательность, интерес к природе.

 1. Пальчиковая гимнастика «Одуванчик».

2. «Посадили мы деревья» - игра с прищепками.

3. Самомассаж ладоней карандашами с гранями.

4. Чистоговорки со звуком В.

Шнурки, веревки

Бельевые прищепки

Карандаши с гранями.

Ноябрь

1 неделя

1. Продолжать развивать мелкую моторику.

2. Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных

длинных и коротких линий.

3. Развивать тактильные

ощущения.

4. Закреплять умение разглаживать смятую в комок бумагу.

1. Пальчиковая гимнастика «Котята».

2. Упражнение «Что спряталось в комочке» - разглаживание бумаги, смятой в комочки, с нарисованными на ней контурами различных игрушек.

3. Самомассаж мячиками – «ежиками»

4. Чистоговорки со звуком Г.

¼ листа бумаги, смятой в комок, с нарисованными на ней контурами различных игрушек

Резиновые мячики – «ежики».

2 неделя

1. Развивать мелкую моторику,

координацию движений.

2. Развивать тактильные ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».

2. Игра «Конфеты к чаю»

(из бумаги сминать комочки и складываем в вазочку)

3. Самомассаж ладоней карандашами с гранями.

 4. Чистоговорки со звуком Г.

Бумага ¼ листа

Карандаши с гранями

3 неделя

1. Развивать мелкую моторику,

координацию движений.

2. Учить соотносить предметы

со словесным обозначением.

3. Формировать произвольные,

координированные движения пальцев рук.

4. Стимулировать тактильные

ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «Капуста».

2. Упражнение «Ловкие ручки» подобрать крышечки к баночкам.

3. Самомассаж колечками Су-Джоки.

4. Чистоговорки со звуком Д.

Резиновые ребристые

мячики,

Крышечки, баночки.

4 неделя

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью.

3. Стимулировать тактильные

ощущения.

4. Учить детей сматывать нить в клубок.

1. Пальчиковая гимнастика «Грибы».

2. «Мамины помощники» - рассортировать фасоль и горох.

3. Самомассаж мячиками – «ежиками»

4. Чистоговорки со звуком Д.

Фасоль и горох

Мячик – «ежики»

Декабрь

1 неделя

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать тактильные ощущения.

3. Воспитывать любовь к животным.

1. Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

2. Игровое упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь.

3. Д/и «Животные и их детеныши».

4. Самомассаж пальчиков карандашами с гранями.

5. Чистоговорки со звуком З.

Фигурки животных

Картинки животных и их детенышей

Карандаши с гранями.

2 неделя

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

2. Развивать тактильные

ощущения.

3. Формировать умение координировать речь с движениями.

4. Развивать графические навыки.

1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».

2. Подвижная игра «Зайка»

3. Обвести по контуру снежинку.

4. Самомассаж ладоней грецким орехом.

5. Чистоговорки со звуком З.

Контуры изображения снежинки

Мячики-«ёжики»

Грецкий орех.

3 неделя

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

2. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые

горизонтальные линии.

3. Продолжать учить

координировать движения с речью.

1. Пальчиковая гимнастика «Замок».

2. «Птичьи следы на песке» - рисование на манке птичьих следов.

3. Самомассаж пальцев колечками Су-Джоки.

4. Чистоговорки со звуком К.

Манная крупа

Подносы

Колечки Су-Джоки

4 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

2.Закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии.

3. Развивать тактильные

ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».

2. Игра «Чудесный мешочек»

определить на ощупь

резиновые игрушки.

3. «В лесу родилась ёлочка» -

обводка трафарета елки,

штриховка.

пластилином елочные игрушки.

4.Самомассаж рук мячиками – «ежиками».

5. Чистоговорки со звуком К.

Резиновые игрушки

Трафарет ёлки

Карандаши

Резиновые мячики – «ежики»

Январь

1 неделя

Новогодние каникулы

2 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать тактильные

ощущения.

3. Развивать графические навыки.

1. Пальчиковая гимнастика

«Снегири»

2. Игра «У кого что?» - разглаживание бумаги, смятой в комочки, с нарисованными на ней контурами предметов для зимней прогулки.

3. Самомассаж карандашами с гранями.

4. Чистоговорки со звуком М.

¼ листа бумаги, смятой в комочки, с нарисованными на ней контурами предметов для зимней прогулки

Карандаши с гранями.

3 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

размазывания на листе.

2. Продолжать учить выкладывать изображения с

помощью счетных палочек.

3. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».

2. «Собери снежинку» - выкладывание узора счетными палочками.

3. Самомассаж ладоней карандашами с гранями.

4. Упражнение «Пошли пальчики гулять» ходим двумя пальцами по столу в разном темпе.

5. Чистоговорки со звуком М.

Счётные

палочки

Карандаши с гранями

4 неделя

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Развивать тактильные

ощущения.

3. Развивать чувство формы.

4. Воспитывать любовь,

бережное отношение к своему дому.

5. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

1. Пальчиковая гимнастика  «Строим дом».

2. «Построй дом» - выкладывание из геометрических фигур.  

3. Упражнение «Ты похлопай вместе с нами» - в ладоши с разным уровнем звука и темпа.

4. Самомассаж грецким орехом.

5. Чистоговорки со звуком Н.

Геометрические фигуры

Грецкий орех

Февраль

1 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Развивать внимание, тактильные ощущения.

1. Пальчиковая игра «Строим в доме теремок»

2. Д/и «Дружные ребята»

3. Самомассаж колечками Су-Джоки.

4. Чистоговорки со звуком Н.

Колечки Су-Джоки.

2 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

2. Тренировать навык выкладывания изображения

счетными палочками.

3. Упражнять в разглаживании бумаги.

4. Развивать тактильные

ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «Помощники».

2. «Какое настроение?» - игра на разглаживание бумаги, смятой в комочки с нарисованными на ней пиктограммами, изображающими эмоции.

3. «Мой друг» - выкладывание фигуры человека из счетных палочек.

4. Самомассаж пальцев мячиком – «ежиком»

5. Чистоговорки со звуком П.

¼ листа бумаги, смятой в комочки с нарисованными на ней пиктограммами, изображающими эмоции

Фигурки детей из картона

Счетные палочки

Резиновые мячики – «ежики»

3 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным

обозначением.

1. Пальчиковая гимнастика «Новый дом».

2. Упражнение «Собери красивый букет» шнуровка.

3. Самомассаж карандашами с гранями.

4. Чистоговорки со звуком П.

Шнуровка,

карандаши с гранями

4 неделя

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Совершенствовать умение наносить мазки пальцами.

3. Отрабатывать навык выкладывания изображения

счетными палочками.

4. Стимулировать тактильные

ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы».

2. Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды»,

«Флажок».

3. Самомассаж грецким орехом.

4. Чистоговорки со звуком С.

Счётные палочки

Грецкие орехи

Март

1 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками.

3. Развивать координацию

движений, соотнесение предметов со словесным

обозначением.

4. Развивать тактильные

ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «К нам пришла весна».

2. Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок сделать солнышко.

3. Игра «Чудесный мешочек» - деление предметов на мягкие и твердые.

4. Самомассаж карандашами с гранями.

5. Чистоговорки со звуком С.

Красная и белая фасоль

карандаши

предметы различной твердости.

2 неделя

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Тренировать умение создавать узор по образцу.

3. Развивать тактильные ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «Большая стирка»

2. Упражнение «Солнце светит ярко –ярко» - выкладывание из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого круга.

3. Упражнение «Погуляем»

двумя пальцами ходить по

столу в разном темпе.

4. Самомассаж ладоней колечками Су-Джоки.

5. Чистоговорки со звуком Т.

Счетные палочки

Колечки Су-Джоки.

3 неделя

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Тренировать умение создавать узор по образцу.

3. Продолжать развивать умение классифицировать предметы по размеру.

4. Развивать тактильные ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые и дети».

2. «Продолжи ряд» - выкладывание пуговиц разного размера в соответствии с заданной последовательностью.

3. Самомассаж пальцев мячиками - «ежиками»

4. Чистоговорки со звуком Т.

Пуговицы разного размера

Резиновые мячики- «ежики»

4 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать тактильные

ощущения.

3. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.

1. Пальчиковая гимнастика

«Семья».

2. Упражнение «Прятки» найди всех животных в сухом бассейне.

3. Самомассаж карандашом с гранями.

4. Чистоговорки со звуком Ф.

Карандаши с гранями

Игрушки животных

Апрель

1 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

2. Закрепить умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания.

3. Развивать тактильные ощущения.

4. Учить работать с бумагой -разглаживать смятую в комок бумагу.

5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.

1. Пальчиковая гимнастика «Семья».

2. Игровое упражнение «Что у кого?» - разглаживание бумаги, смятой в комочки, с контурными рисунками различных транспортных средств.

3. Игра «Загрузи грузовик» - собирание шишек, рассыпанных по ковру.

4. Упражнение «Топай-хлопай».

5. Самомассаж пальцев колечками Су-Джоки.

6. Чистоговорки со звуком Ф.

¼ листа бумаги с контурными рисунками различных транспортных средств

Шишки

Колечки Су- Джоки.

2 неделя

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Учить создавать несложную

композицию с помощью прищепок.

3. Развивать тактильные

ощущения.

4. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.

1. Пальчиковая гимнастика «Весна.

2. Упражнение «Весенняя полянка» - выкладывание с помощью прищепок.

3. Шнуровка «Цветочек»

4. Самомассаж грецким орехом.

5. Чистоговорки со звуком Х.

Прищепки

Бумага

Грецкий орех.

3 неделя

1. Развивать мелкую моторику.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Развивать тактильные

ощущения.

4. Воспитывать любознательность, самостоятельность.

1. Пальчиковая гимнастика «Насекомые».

2. Игра-классификация «Что тонет, что не тонет?»

3. Собирание разрезной картинки «Кораблик».

4. Самомассаж мячиками – «ежиками».

5. Чистоговорки со звуком Х.

Разрезная картинка

Мячики – «ежики»

4 неделя

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Развивать тактильные

ощущения.

ленточках.

3. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе.

1.Пальчиковая гимнастика «Бабочка».

2. Игра «Чудесный мешочек»

(геометрические фигуры).

3. Лабиринт «К какому растению летит бабочка»

4. Самомассаж пальцев карандашом с гранями.

5. Чистоговорки со звуком Б.

Геометрические фигуры

Карандаши с гранями.

Листы бумаги ¼   с лабиринтами

Май

1 неделя

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Развивать тактильные

ощущения.

3. Развивать чувство

формы, цвета, композиции.

1. Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки».

2. Выкладывание цветков из овалов (по контуру).

бумаги, смятой в комочки.

3. Самомассаж ладоней карандашом с гранями.

4. Чистоговорки со звуком Б.

Геометрические фигуры (овалы),

карандаши с гранями

2 неделя

1. Развивать мелкую

моторику, координацию движений.

2. Продолжать учить рисовать с помощью штриховки.

3. Развивать тактильные

ощущения.

1. Пальчиковая гимнастика «Паучок».

2. Штриховка «Тучка».

3. «Бабочка и цветок» - застежка.

4. Самомассаж колечками Су- Джоки

5.Чистоговорки со звуком Б.

Лист бумаги ¼ с изображением тучки

3 неделя

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Развивать тактильные

ощущения.

3. Упражнять в умении

шнуровать, продевать шнурок в отверстие.

4. Развивать умение работать с прищепками.

1. Пальчиковая гимнастика «Радуга».

2. Шнуровка «Насекомые на листочке».

3. «Лепестки» - игра с прищепками.

4. Самомассаж мячиками – ежиками.

5. Чистоговорки со звуком Б.

Карандаши,

шнуровка

прищепки

Резиновые мячики – ежики.

4 неделя

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Развивать фантазию, чувство прекрасного, воспитывать любовь к природе.

1. Пальчиковая гимнастика «Лето».

2. Игра «Собери шишки для

Мишки».

4. Д/и «Добавь слово»

5. Самомассаж колечками Су – Джоки.

Шишки

Колечки Су - Джоки

Литература.

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М., 1991

2. Дошкольное воспитание. 1983, No 3; 1988, No 9; 1998, No 9; 2000, No 5

3. Запорожец Н.А. Избранные психологические труды. 2 т, М., 1986

4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М., 1973, с. 98-108, 165-169.

5. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М., «Олма-Пресс», 2001

6. Кудрявцев В. Двигательное воображение.// Дошкольное воспитание. No 3, 1989, с. 44-49

7. Леонтьев "Проблемы развития психики" М., 1981 г., стр. 168-169.

8. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Москва-Воронеж, 2001

9. Павлова Л. Значение развития действий рук.// Дошкольное воспитание. 1984, No1

10. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма-Пресс», 2001

11. Фонарев A.M. Развитие ориентировочных реакций у детей. М., 1977

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie